Зачем России нужен выездной туризм?
« НазадВ 2023 году россияне совершили на 17% больше поездок за рубеж, чем годом ранее, при этом количество выездов с туристической целью выросло на 35%. И хотя направления изменились, а горизонт планирования сократился, факт остается фактом: соотечественники продолжают активно путешествовать за границу.
Между тем в информационном поле нередко звучит тезис о том, что выездной туризм не нужен и даже вреден, пусть, мол, лучше люди отдыхают в России и поддерживают отечественную туриндустрию. Попробуем разобраться, действительно ли отказ от выездного туризма окажет положительное влияние на туризм внутренний.
Право на отдых
Право на отдых является фундаментальным правом граждан России, закрепленным в статье 37 Конституции РФ. Это право подразумевает не только возможность отдыха внутри страны, но и свободу выбора места и способа проведения отпуска, включая зарубежные поездки.
Однако реализация этого права в рамках исключительно внутреннего туризма сталкивается с рядом объективных ограничений:
- Климатические условия: Например, в популярном курортном городе Сочи комфортный период для пляжного отдыха длится всего 2-3 месяца в году. Даже если расширить понятие «отпускного сезона» до периода, когда просто тепло, его продолжительность будет не более 5 месяцев в году.
- Ограниченность инфраструктуры: В пиковый летний сезон отели на российских курортах часто переполнены. По данным Коммерсанта, средняя загрузка гостиниц Сочи в июле 2024 года — 88%, но пик сезона еще впереди. В условиях дефицита отельеры вряд ли начнут снижать цены и повышать уровень обслуживания, скорее, наоборот.
- Разнообразие отдыха: Россия, несмотря на свои огромные размеры и разнообразие ландшафтов, не может предложить некоторые виды отдыха, доступные за рубежом, например, тропические пляжи или определенные виды экзотического туризма.
Учитывая эти факторы, становится очевидным, что для полноценной реализации права на отдых, россиянам необходим доступ к зарубежным направлениям. Выездной туризм не только расширяет возможности для отдыха, но и позволяет снизить нагрузку на отечественную инфраструктуру в пиковые сезоны.
Но право на отдых — не единственная причина, по которой России необходим выездной туризм.
Налоги и рабочие места
Согласно информации из Википедии, в России в сфере туризма задействовано более 500 тысяч человек. Это менеджеры, гиды, представители принимающих компаний и многие другие. Именно благодаря этим людям, прибыль российской туристической индустрии в 2023 году составила почти 280 миллиардов рублей, а поступления в казну — порядка 6 миллиардов.
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), внутренний турпоток в России за весь 2023 год вырос на 20% и достиг 78 млн поездок. Внешний туризм также показал рост, но менее значительный. По сведениям АТОР, выездной турпоток в 2023 году увеличился на 16,4%, и туроператоры отправили за рубеж 8,1 млн туристов.
Получается, что соотношение между внутренним и внешним туризмом — 10 к 1, следовательно, запретив выездной туризм, казна разом недополучит миллиарды рублей налогов, а десятки тысяч людей останутся без работы!
Конечно, часть туристов, погрустит и отправится путешествовать по стране (и это прекрасно), но для большинства крупных аэропортов такой отказ будет иметь очень серьезные последствия.
Выездной туризм — необходимое условие для выживания авиации
На первый взгляд последствия отказа от выездного туризма для авиационной отрасли могут быть неочевидны, но они весьма существенны.
Возьмем в качестве примера аэропорт Внуково. Для пассажиров это транзитный узел, откуда можно отправиться в путешествие. Для самолетов — место кратковременной стоянки между рейсами. Однако за использование инфраструктуры аэропорта авиакомпании платят сборы.
Так, сбор за взлет-посадку при обслуживании воздушных судов для российских авиакомпаний составляет 300 рублей за каждую тонну максимальной взлетной массы. А вот для иностранных перевозчиков ставка в 4 раза выше — 12,4 доллара за тонну. Таким образом, Boeing 747-400 зарубежной авиакомпании, приземлившийся во Внуково, заплатит около 5 тысяч долларов только за взлет и посадку.
Но это не единственные расходы. Есть еще сборы за авиационную безопасность, предоставление аэровокзала, стоянку, буксировку и другие услуги. Например, обслуживание санузлов самолета может стоить до нескольких сотен долларов. В итоге один рейс иностранного авиалайнера приносит аэропорту в несколько раз больше доходов, чем внутренний перелет.
Поэтому чем интенсивнее международное авиасообщение, тем больше зарабатывают аэропорты и их сотрудники. И наоборот, отказ от выездного туризма лишит аэропорты значительной части доходов. А это, в свою очередь, затормозит развитие инфраструктуры и может привести к сокращению рабочих мест в авиационной отрасли.
Да, какая-то часть пассажиропотока переориентируется на внутренние направления. Но полностью это не компенсирует потерю прибыли от международных рейсов. Поэтому для аэропортов и авиакомпаний открытое небо и рост выездного туризма — не прихоть, а условие выживания и развития.
Страхование
А как отказ от выездного туризма отразится на страховщиках? Вы удивитесь, но негативно. По данным Ассоциации Туроператоров, в 2023 году россияне приобрели около 2 миллионов полисов для путешествий за рубеж, что свидетельствует о высоком спросе на услуги страхования среди туристов.
Топ-5 направлений по количеству оформленных полисов медицинского страхования в 2023 году включает Турцию (60%), Таиланд (10%), Кубу (8%), Египет (8%) и Россию (5%). Несмотря на рост интереса к страхованию путешествий по России (доля таких полисов увеличилась за год на 20%), количество полисов, приобретаемых для поездок за рубеж, по-прежнему значительно превышает количество полисов для внутреннего туризма.
Средний чек составил 2500 рублей, а значит, совокупный объем этого рынка (без учета России) превысил 4,5 млрд рублей.
Покупки внутри страны перед путешествиями
Всемирный совет по туризму и путешествиям приводит впечатляющие данные: каждый доллар, потраченный на туристическую поездку, генерирует более трех долларов экономического производства и наглядно демонстрирует мощный мультипликативный эффект влияния туризма на экономику.
Накануне отпуска люди традиционно покупают чемоданы, дорожные сумки, средства для загара, пляжные принадлежности, гаджеты для фото- и видеосъемки. Часто обновляют гардероб, приобретая одежду и обувь.
По данным сервиса Яндекс Вордстат, в преддверии сезона летних отпусков спрос на товары для путешествий возрастает в несколько раз.
Запрос |
Январь 2023 |
Июль 2023 |
Купить чемодан |
119 636 |
203 086 |
Купить солнцезащитные очки |
16 805 |
49 025 |
Купить солнцезащитный крем |
2 795 |
11 417 |
Не остается в стороне и малый бизнес — небольшие магазины одежды, обуви, аксессуаров. Например, специализированные магазины чемоданов и дорожных аксессуаров в крупных городах могут получать 50-70% годовой выручки в предсезонные месяцы.
Главное. Развитие отечественного сервиса через конкуренцию
И, наконец, выездной туризм может служить источником идей и стимулом для развития внутреннего туризма. Знакомство с зарубежным сервисом и инфраструктурой подталкивает россиян предъявлять более высокие требования к отечественному турпродукту.
В результате отечественные отели, перевозчики, туроператоры получают ориентиры для повышения качества услуг. Постепенно идет модернизация номерного фонда, закупается современный транспорт, внедряются новые стандарты обслуживания.
Характерный пример — Сочи. В преддверии Олимпиады 2014 года в городе появились отели ведущих мировых брендов — Hyatt, Radisson, Swissôtel. Они задали высокую планку сервиса для местных игроков рынка. Хотя впоследствии международные сети ушли, их стандарты гостеприимства во многом до сих пор сохранились.
Сейчас Сочи остается одним из самых популярных направлений внутреннего туризма. Этому способствуют не только сокращение горизонта планирования и ограничения на зарубежные поездки для части россиян, но и современная инфраструктура вкупе с попытками организовать достойный сервис. Тем не менее в целом уровень сервиса на российских курортах нередко уступает ведущим зарубежным аналогам.
И здесь есть два пути: перенимать лучший международный опыт, развивать сервис, инфраструктуру, делая так, чтобы к нам хотели приехать.
Или, пользуясь ситуацией, банально наживаться на туристах, предоставляя услуги посредственного качества по высокой цене, попутно продвигая идею запрета выездного туризма.
Существование выездного туризма подталкивает российский внутренний туризм к развитию через повышение качества сервиса (а не через монополизацию права россиян на отдых).
В общем, нужно запомнить главное: без выездного туризма неминуемо деградирует внутренний туризм.
Вывод
Выездной туризм — не угроза, а ресурс для поддержки российской экономики и важнейший стимул для развития внутреннего туризма. Он приносит в бюджет миллиарды рублей налогов, поддерживает занятость в турбизнесе и смежных отраслях, стимулирует потребление и улучшает платежный баланс страны.
Но главное — зарубежные поездки дают россиянам ориентиры качества жизни и уровня сервиса. Видя, как организован отдых за границей, люди начинают ожидать сопоставимых стандартов на родине. Бизнесу и государству необходимо учитывать эти ожидания.
Поэтому стратегическая задача — не ограничивать выезд, а планомерно повышать конкурентоспособность внутреннего турпродукта, перенимая лучший международный опыт. Тогда все больше россиян будет с удовольствием отдыхать в своей стране, а часть иностранных гостей переориентируется на отечественные курорты.
Выездной и внутренний туризм должны не конкурировать, а дополнять и стимулировать развитие друг друга. Чем гармоничнее будет баланс между ними, тем больше выиграют и туристическая отрасль, и российская экономика в целом.
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ КОМПАНИИ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://ukab.ru/uslugi
Задать любой вопрос или оформить заказ можно по электронной почте info@ukab.ru
Оставьте заявку на услугу и мы обязательно свяжемся с Вами!
Мы в социальных сетях |
|