ПОРТАЛ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ
ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКЕ

Единая информационная система электронных путевок — государственная информационная система, полностью отвечающая требованиям безопасности информации по классу защищенности К2, а также требованиям защиты персональных данных по уровню защищенности УЗ 3. АО «Национальные туристические технологии» обеспечивает информационную безопасность в строгом соответствии с обязательными требованиями законодательства Российской Федерации (Федеральными законами 149-ФЗ и 152-ФЗ, Приказами ФСТЭК России № 17 и № 21).

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЮРИСТОВ ДЛЯ ТУРБИЗНЕСА "БАЙБОРОДИН И ПАРТНЕРЫ"

Единая информационная система электронных путевок призвана осуществлять в режиме реального времени мониторинг деятельности туроператоров, производить оценку состояния туристического рынка. Обеспечивать уполномоченные органы государственной власти информацией в случаях неоказания туроператорами услуг по договору о реализации туристического продукта и необходимости принятия мер по оказанию экстренной помощи туристам.

Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" подготовили для турфирм полезные материалы для работы с Электронной путевкой

FAQ ПО АГЕНТСКИМ ДОГОВОРАМ С ТО

Новый раздел, в котором мы собрали наиболее "болезненные" вопросы от Агентов с учетом изменений в договорах ТО

(Информация в блоках обновляется по мере поступления новых сведений)

Если же у Вас есть вопрос по конкретной реальной ситуации, Вы можете направить его нам на info@ukab.ru или используя форму заявки.

Мы с радостью обсудим с Вами его на индивидуальной консультации.

Вопрос об ответственности для ТА? Если мы ведем свою нумерацию договоров, свою дату подписания, стоимость в договоре указываем свою. А ТО отправляем сумму, выставленную в счете, и маленькую часть договора подделываем под запросы ТО?

Условия работы с конкретным туроператором определяются по соглашению сторон.
Требование об определенной нумерации договора или об определенной цене в договоре, на наш взгляд, может быть предусмотрено туроператором в договоре.


Если агент нарушит эти правила, договором могут быть предусмотрены санкции, например, в виде расторжения договора и прекращения доступа в личный кабинет.
Что касается отправки туроператору "тех данных, которые хочет видеть туроператор" - пока не ясно, насколько тщательно туроператоры будут контролировать выполнение предписанных ими условий, будут ли запрашивать документы для проверки и так далее.

Потому риски турагентов при предоставлении "нужной туроператору документации" пока непонятны.

Как сейчас заключать договор с туристом (по новым условиям)? Только 100% оплата за тур, и принимать туристов только в рамках банковского дня, чтобы была возможность сразу сделать перечисление туроператору? А как же тогда раннее бронирование?

В данный момент мы бы рассматривали два варианта:

1. Предварительный договор, либо, что более вероятно, договор "гибридный франкенштейн" - типа турист поручает проконсультировать его и оплатить туроператору денежные средства.
При таком варианте чисто теоретически агент сможет удержать свои расходы по оплате туроператору при отказе туриста от тура.
Но опять же, при таком раскладе агент будет гораздо слабее защищен, чем при "обычном" договоре, - не будут работать нормы, что оператор за все отвечает (в том числе за возврат денег при отказе туриста).

2. Просто заключать обычный договор, как раньше (полностью или частично игнорируя требования оператора, выкручиваясь так или иначе).

Самое любопытное, что вариант 2 кажется сейчас более безопасным для агентов.
Потому ряд юристов советует идти по нему, так или иначе создавая видимость (!) выполнения требований ТО.

Почему номер моего договора с туристом должен быть равен номеру брони у ТО? 

В данной части Принципал (ТО) может установить свои императивные требования относительно порядка исполнения его поручения.

Про предварительный договор тоже очень интересно: т.е. ТА получит деньги от туриста и заплатит налог с полной суммы? Или я неправильно понимаю?

Этот момент зависит от условий предварительного договора и его содержания относительно прав и обязанностей сторон. Например, договором может быть предусмотрена обязанность агента перечислить деньги ТО, т.е. основному исполнителю. Таким образом, "транзитность д/с" вполне прослеживается, равно как и посредническая деятельность агента.

Интересно, условия по бронированию, внесению данных и оплатам будут у каждого ТО свои, или должен быть какой-то «шаблон», что и как? Может нам каждый ТО пропишет памятку с важными моментами?
Каждый ТО сам определяет формат своего взаимодействия с агентами. Условия могут, таким образом, отличаться у разных ТО. Ряд туроператоров уже прописали свои условия. Например "Ай Ти Эм".
Какую дату и номер договора ставить в договоре и каким числом выбивать кассовый чек?
Дата договора должна соответствовать дате его заключения (по общему правилу). Номер договора - можно свой, если нет иных указаний со стороны ТО на этот счет. Кассовый чек выбивается в момент получения д/с от клиента.
В электронной путевке турист может отслеживать не просто прохождение платежей, но и суммы этих платежей. На мой взгляд, в данной ситуации усматривается нарушение коммерческой тайны. Что можете сказать по данному вопросу?

В соответствии с положениями действующего законодательства – статьёй 10.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в России», а также пунктами 9 и 22 Постановления Правительства РФ от 18 марта 2023 г. N 417 «Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок…» - Сведения, содержащиеся в электронных путевках и указанные в пункте 9 настоящих Правил, предоставляются туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта, заключившим такие договоры, в виде выписки на основании запроса о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, направленного туристом и (или) иным заказчиком.

При этом, в соответствии с содержанием подпункта «г» пункта 9 Правил – в информационной системе содержатся только сведения об общей стоимости договора (общей цены туристского продукта в рублях). Таким образом, сведения о размерах платежей не включаются в состав сведений об электронной путёвке. И, как следствие, для туриста эти сведения доступными быть не могут.

Также обращаем Ваше внимание, что если законом предусмотрена обязанность предоставления каких-либо сведений, то эти сведения не могут включаться в коммерческую тайну.

Как может быть законно расторгнут договор в одностороннем порядке, если есть текущие не улетевшие заявки туристов. Насколько знаем, туроператор не может расторгнуть договор до момента исполнения всех взятых на себя обязательств по текущим заявкам.

Не совсем так. "Расторжение" договора не равняется понятию "полного прекращения" договора. Иными словами, если в договоре не предусмотрено, что его расторжение влечет полное прекращение обязательств по нему, то это означает, что по факту расторжения стороны более не взаимодействуют по новым обязательствам, но при этом должны завершить принятые (произвести оплату, например, или что-то предоставить), если иное не предусмотрено соглашением о расторжении.

Как оформлять по вашему договору 100 % оплату от туриста, не нужен ли предварительный договор или учтено ли это в договоре?

Наши договоры подходят для работы с большинством туроператоров. Где-то будет достаточно обычного договора о реализации туристского продукта, в других случаях потребуется дополнительный договор на консультационные услуги (свежая версия есть в комплекте Все включено).

По поводу внесения 100% предоплаты. В настоящий момент большинство юристов сходится во мнении, что применять обычный договор реализации туристского продукта предпочтительнее, чем заключать предварительный договор, поскольку предварительный договор меньше защищает агента.

В этой связи в настоящее время в комплект документов не входит предварительный договор.
 

РАБОТА С ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКОЙ

Самые необходимые сведения по работе с ГИС ЕИС Электронная путёвка

(Информация в блоках обновляется по мере поступления новых сведений)

Если же у Вас есть вопрос по конкретной реальной ситуации, Вы можете направить его нам на info@ukab.ru или используя форму заявки.

Мы с радостью обсудим с Вами его на индивидуальной консультации.

Должен ли туроператор передавать какие-то данные о себе в Систему?
Нет, Система верифицирует отправителя благодаря использованию усиленной квалифицированной ЭЦП и получает данные о туроператоре из ЕФРТ.
Какие сроки предоставления дополнительных сведений в ЭП?
До 15 числа месяца, следующего за месяцем, когда изменения были согласованы.
Каким образом ЭП может защитить?

Определенную защиту она, возможно, даст. Как минимум, турист сможет посмотреть, есть ли путевка у туроператора. Масса ситуаций ведь, когда от туриста агенту оплата есть, а далее не то, что оплаты, а даже брони у туроператора нет.

При бронировании тура у туроператора кто формирует электронную путевку и вносит все данные? Туроператор?

Все верно. Обязанность по внесению сведений в ГИС ЭП законом возложена на туроператора (ст 10.4 ФЗ № 132 "Об основах туристской деятельности в РФ").

Какую сумму следует учитывать в системе: ту, которую турагент уплачивает туроператору, или сумму, за которую была продана путевка заказчику?
Туроператор должен внести информацию о стоимости туристического продукта, исходя из той цены, по которой он был продан турагентом конечному клиенту.
Будет ли информация, внесенная в Электронную путевку, автоматически передаваться в налоговую службу?
Пользователями ГИС ЭП, согласно Постановлению Правительства РФ № 417, являются Минэк, Роспотребнадзор, ТО и Заказчик. Исходя из буквы закона, пользователями являются только эти 4 объекта.
А как общедоступность сведений о туристах, суммах стыкуется с законом о защите персональных данных?
Сведения не будут общедоступными. Их сможет получить только заказчик туристского продукта, также они будут доступны турагенту и туроператору.
Для чего тогда нужна наша "касса", если контроль и так будет?
Касса - это больше про финансы и налоги. Система путевок - это, скорее, про защиту туристов.
Зачем нужен QR-код? Турист и так может проверить свою заявку по номеру у некоторых туроператоров.
Для удобства и быстроты считывания информации.
Куда вносить данные? Регистрироваться где-то нужно?🆕
Вносит данные в систему Электронная путевка Туроператор. Турагент передает Туроператору сведения о заключенных договорах с туристами, но сам данные в электронную путевку не вносит.
Если туроператор - иностранный? Передает данные турагент?🆕
В таком случае Ваша деятельность является Туроператорской, и Вы обязаны подавать сведения в систему Электронная путевка и получить статус ТО.

За более подробной информацией Вы можете обратиться в нашу компанию
Чеки "бить", или уже не нужны будут? Будут ли отображаться?🆕
Чеки - это обязанность организации-налогоплательщика, и она не связана с внесением сведений в электронную путевку. Чеки остаются.
При этом будет ли Электронная путевка помощником налоговой?🆕
Пользователями ГИС ЭП, согласно Постановлению Правительства РФ № 417, являются Минэкономразвития, Роспотребнадзор, ТО и Заказчик.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТО-ТА

Регламент работы с договорами, предоставление сведений для и от ТО, изменение условий договоров, состава туристов, добавление услуг.

(Информация в блоках обновляется по мере поступления новых сведений)

Если же у Вас есть вопрос по конкретной реальной ситуации, Вы можете направить его нам на info@ukab.ru или используя форму заявки.

Мы с радостью обсудим с Вами его на индивидуальной консультации.

Каким образом Агентства должны будут передавать информацию о заключенных Договорах (суммах) Туроператору?

Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 18 марта 2023 г. № 417 “Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2019 г. N 747 и пункта 18 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1903”, в случае заключения договора между туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта и турагентом турагент в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, направляет туроператору уведомление о заключении договора, содержащее сведения, необходимые туроператору для внесения сведений в систему ЭП.
Форма предоставления указанных сведений определяется туроператором.

Получается  - все данные у ТО есть в ЛК, и дальнейшие действия только от ТО, верно я понимаю?🆕
ТА должен передавать сведения о заключенных с туристами договорах в порядке, по форме и в сроки установленные ТО. Если ТО Вам сообщит, что сведения передаются посредством их отражения в системе бронирования, и Вы заводите туда все сведения, то Ваша обязанность по информированию о заключении договоров с туристами будет исполнена.
А если стоимость договора изменилась? Изменились: количеств суток проживания, отель и т.д.? Нужно ли делать возврат денежных средств?
Для таких случаев Постановление Правительства РФ № 417 содержит обязанность Туроператора по внесению сведений об изменении условий договора в ГИС ЭП. Внесение изменений также осуществляется до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения.
С какого числа необходимо начать передавать данные туроператору? С 1 сентября или перенесли сроки?

В настоящий момент отсрочка запрета на реализацию туров без внесения данных в систему ЭП предусмотрена только в отношении внутреннего и въездного туризма. В остальных случаях данные должны передаваться с 1 сентября.

Если ТО пишет по документам комиссию 30 руб., а реальная комиссия по цене ТО +5000, какую сумму указывать?
Согласно сведениям на сайте ГИС ЭП из раздела "Часто задавемые вопросы", ТО должен будет отражать стоимость, по которой тур приобрел турист.

Почему ТА должны передавать сведения, если мы уже при бронировании указали данные туристов. В брони указаны и направление, и отель - все услуги, входящие в тур.

Возможно, что ТО оставят лишь требование подробно заполнять все данные в системе при бронировании. И не будут отдельно требовать что-то досылать вручную. В законе такого требования нет.

Как будут затребованы договоры от ТА, если согласием с условием договора является не подпись, а оплата по этому договору?
Можно предположить, что в таких ситуациях, если ТО решит требовать договоры с ТА (надеемся, что нет), ТО вероятнее всего будет просить саму форму договора с данными туристов и подтверждение оплаты (заключения) такого договора.
​​​​Зачем сканы договора между ТА и туристом, которые входят в требования ТО? Это обяжет составлять огромное количество договоров.
Будем надеяться, что таких требований все же не будет у основной массы туроператоров. В законе такого требования нет.
ТО сам определяет регламенты работ по предоставлению сведений?
Да, именно ТО будет определять регламент работы по предоставлению необходимых сведений (п. 17 Постановления Правительства РФ № 417). Также, по состоянию на 11.09.2023, каких-либо отсрочек для выездного туризма согласовано не было.
Данные передаем при заключении договора или после 100% оплаты?
Сроки в Постановлении Правительства № 417 привязаны к дате заключения договора.
Какой уровень подробности необходим при указании информации о дополнительных услугах, включенных в туристский продукт, для каждого туриста, указанного в договоре? Например, если отдельная услуга предоставляется для всей группы, требуется ли детализировать ее для каждого отдельного туриста?
При групповом бронировании в системе должна быть указана информация о том объеме услуг, который должен быть предоставлен каждому туристу согласно условиям договора о реализации туристского продукта. Важно отметить, что система может не отображать стоимость каждой отдельной услуги, только ее название. В действующих нормативно-правовых актах нет четких инструкций относительно подробного описания "иных услуг". В данной системе поле для ввода информации является текстовым, поэтому необходимо указать минимальный объем информации, который позволяет характеризовать качество и количество предоставляемых услуг в соответствии с условиями договора.
Если берём отель у одного оператора и авиаперелёт у того же оператора, но это будет в разных бронях у этого ТО?
В данный момент можно сделать один договор на турпродукт и указать этого оператора в приложении. Он и будет ответственным за качество туристского продукта. Когда заработает система электронной путевки, лучше согласовывать такие моменты заранее с туроператором.
Авиабилет - это сам по себе договор между перевозчиком и пассажиром? Агент не обязан заключать отдельный договор с пассажиром не его реализацию, разве не так?
Мы рекомендуем заключать договор на бронирование авиабилетов. Как минимум, Вы пропишете в нем, что ответственность за перелет лежит не на Вас, а на перевозчике. В случае суда или непростой ситуации такой договор может спасти Вас от огромных убытков. У нас есть такой договор, он входит в состав комплектов Расширенный и Все включено.
Если брать отель и авиабилеты через одного туроператора, это будет нарушением закона?🆕
В данный момент можно сделать один договор на турпродукт и указать этого оператора в приложении. Он и будет ответственным за качество туристского продукта. Когда заработает система электронной путевки, лучше согласовывать такие моменты заранее с туроператором.
Сумма тура должна быть именно в договоре прописана или может быть вынесена в приложение - заявку?🆕
Приложение - это неотъемлемая часть договора. Как правило, заявка является приложением, в связи с чем она также является частью договора.
Обязанности турагента - передать данные туроператору. На этом всё? Остальное делает туроператор?🆕
Да, но сведения о заключенных с туристами договорах Вы должны подавать по форме и в порядке, установленном ТО.
ПОНЯТИЕ ТУРПРОДУКТ

Что входит или не входит в турпродукт с учетом изменений по Электронной путевке.

(Информация в блоках обновляется по мере поступления новых сведений)

Если же у Вас есть вопрос по конкретной реальной ситуации, Вы можете направить его нам на info@ukab.ru или используя форму заявки.

Мы с радостью обсудим с Вами его на индивидуальной консультации.

Трансфер с отелем, забронированные у туроператора - это турпродукт?
Трансфер + отель (продолжительность размещения более 24 часов) - это Турпродукт. Законодатель в России использует термин "перевозка". К данному понятию можно отнести и "трансфер" (это заимствованное слово, с английского языка переводится как "перевозка"). Если Вы работаете с ТО, который продает такие услуги, то они могут быть признаны турпродуктом в случае возникновения спора. Если трансфер оказывается силами такси, т.е. организацией, имеющей лицензию на оказание таких услуг, то данный момент можно оспорить. За более подробной консультацией Вы можете обратиться в нашу компанию
 
Такси считается трансфером?🆕
Если такси будет заказано за счет туриста и оплачено им не службе такси напрямую, а агентству (вместе с оплатой, например, отеля), то да, такая услуга может быть признана "услугой по перевозке".
Автобусный тур - турпродукт?

В турпродукт должны входить перевозка и размещение, продолжительность должна быть более 24 часов, должна быть ночевка. Если эти условия есть, то такой комплекс услуг может быть признан туристским продуктом.

Авиабилеты это турпродукт?
Это отдельная услуга.
Является ли экскурсия с трансфером турпродуктом? К ним же относятся автобусный тур, отель с медстраховкой, только отель.
В турпродукт должны входить перевозка и размещение, продолжительность должна быть более 24 часов, должна быть ночевка. Если эти условия есть, то такой комплекс услуг может быть признан туристским продуктом.
Автобус + выпускной на теплоходе - это турпродукт?🆕
Если выпускной на теплоходе включает в себя ночевку на теплоходе, и вместе с автобусом продолжительность данного мероприятия более 24 часов, то это турпродукт.
Является ли размещение в отеле с медицинской страховкой турпродуктом?

Нет, такой комплекс услуг не будет признан туристским продуктом, так как нет перевозки. Если реализуется только размещение в отеле, то заключается договор на реализацию отдельных услуг. Обычный договор с туристом (где указывается туроператор и где речь идет о турпродукте) не подойдет.

Берем отель у ТО без перевозки. Турпродукт?
Нет, реализация просто одного размещения в отеле не является туристским продуктом, так как нет перевозки (обязательного элемента турпродукта). Если реализуется только размещение в отеле, то заключается договор на реализацию отдельных услуг. Обычный договор с туристом (где указывается туроператор, и где речь идет о турпродукте) не подойдет.

Экскурсионный тур - турпродукт?
​​​​​В турпродукт должны входить перевозка и размещение, продолжительность должна быть более 24 часов, должна быть ночевка. Если эти условия есть, то такой комплекс услуг может быть признан туристским продуктом. 
Трансфер+экскурсия - это туристский продукт?
В турпродукт должны входить перевозка и размещение, продолжительность должна быть более 24 часов, должна быть ночевка. Если эти условия есть, то такой комплекс услуг может быть признан туристским продуктом.
Если турпродукт - это полный комплекс услуг, то почему трансфер + проживание без ж/д или авиа к месту начала отдыха, приобретаемые туристом самостоятельно, уже считаются ТП? 🆕
Из последних разъяснений Минэкономразвития России можно сделать вывод, что трансфер и проживание в отеле в одном пакете (без других услуг) не являются турпродуктом. Текст разъяснений доступен в пакете документов "Наземное обслуживание"
Бронируем только отель, какой договор необходимо использовать с туристом?🆕
Если реализуется только размещение в отеле, то заключается договор на реализацию отдельных услуг. Обычный договор с туристом (где указывается туроператор, и где речь идет о турпродукте) не подойдет.
Если отель был приобретен у одного туроператора, а перевозка у другого, это будет являться турпродуктом?🆕
Не имеет значения, что перевозка приобретена у одного ТО, а проживание у другого ТО, если Вы реализовали эти услуги одному и тому же туристу, на одни и те же даты (даже если сделали это по двум разным договорам) - то это деятельность по формированию турпродукта (т.е. туроператорская деятельность). Так как турпродукт - это всегда перевозка + размещение. Ст. 1, ст.10 ФЗ "Об основах туристкой деятельности в РФ".
А если мы бронируем только санатории/отели, только проживание. Получается это не турпродукт?🆕
Если реализуется только услуга проживание - то это просто туруслуга, а не турпродукт.

ФУНКЦИИ ЕИС ЭП

После подключения туроператоров к информационному ресурсу «Электронная путёвка» продажа всех пакетных туров будет регистрироваться в ЕИС. Помимо этого, система имеет следующие функции:

  • мониторинг деятельности туроператоров в режиме реального времени;
  • оценка состояния туристического рынка;
  • присвоение уникального идентификационного номера каждой проданной путёвке;
  • оперативная проверка законности продажи тура;
  • централизованный сбор и хранение данных о продаже турпродукта (пакетного тура) на всей территории России;
  • формирование статистики и аналитических отчётов развития отрасли;
  • контроль за исполнением финансовых обязательств обеих сторон;
  • координация и передача информации в госорганы для вывоза туристов в экстренных ситуациях.
Нормативы, регулирующие функционирование Государственной информационной системы «Единая информационная система электронных путевок» (ГИС ЕИСЭП)
1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 № 132-ФЗ 

Статья 1. Основные понятия

 • электронная путевка - документ, сформированный в электронной форме в единой информационной системе электронных путевок на основе сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта и представленных туроператором в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

• единая информационная система электронных путевок - государственная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий и обеспечивающая сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование сведений, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, и иных сведений, подлежащих представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о туроператоре из реестра туроператоров в случае:

• нарушения не менее трех раз в течение трех последовательных месяцев туроператором запрета на реализацию туристского продукта без передачи сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта, в единую информационную систему электронных путевок на день, следующий за днем истечения срока передачи им таких сведений в единую информационную систему электронных путевок, определяемым настоящим Федеральным законом, - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о данном нарушении;

• нарушения не менее трех раз в течение трех последовательных месяцев туроператором порядка и (или) срока передачи сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта, в единую информационную систему электронных путевок на день, следующий за днем истечения срока передачи им таких сведений в единую информационную систему электронных путевок, определяемым настоящим Федеральным законом, - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о данном нарушении;

• передачи не менее трех раз в течение трех последовательных месяцев туроператором недостоверных или не в полном объеме сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта, в единую информационную систему электронных путевок на день, следующий за днем истечения срока передачи им таких сведений в единую информационную систему электронных путевок, определяемым настоящим Федеральным законом, - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о данном нарушении.

Примечание: Применяется при реализации туристского продукта в сфере выездного туризма с 1 сентября 2023 года, при реализации туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма – с 1 сентября 2024 года.

Статья 4.3. Реестр турагентов

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о турагенте из реестра турагентов в случае:

 • (или) срока направления туроператору уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта на день, следующий за днем истечения срока, определяемым правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации, - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о данном нарушении;

• нарушения турагентом не менее трех раз в течение трех последовательных месяцев запрета на реализацию туристского продукта без направления туроператору уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта на день, следующий за днем истечения срока, определяемым правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации, направления им уведомления туроператору о заключении договора о реализации туристского продукта - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, о данном нарушении.

Примечание: Применяется при реализации туристского продукта в сфере выездного туризма с 1 сентября 2023 года, при реализации туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма – с 1 сентября 2024 года.

Статья 6. Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

• получение сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путевок, в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации, в том числе в целях защиты своих прав.

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:

• обязательство турагента по направлению туроператору, сформировавшему туристский продукт, уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

чт. 16:

 Запрещается реализация туристского продукта туроператором или турагентом, действующим по поручению туроператора (за исключением организаций, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона), без передачи туроператором сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта, в единую информационную систему электронных путевок в соответствии со статьей 10.4 настоящего Федерального закона, а также без направления турагентом туроператору, сформировавшему туристский продукт, уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

• Сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, передаются туроператором (за исключением организаций, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона) в единую информационную систему электронных путевок в соответствии со статьей 10.4 настоящего Федерального закона.

Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком

Для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик могут передать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт туроператора, турагента может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между туроператором, турагентом, являющимися операторами этой системы, и туристом и (или) иным заказчиком.

Требования к использованию документов в электронной форме и порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".

Договор о реализации туристского продукта, составленный в форме электронного документа, считается заключенным туристом и (или) иным заказчиком с момента оплаты туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта, подтверждающей их согласие с условиями, содержащимися в предложенном туроператором, турагентом договоре о реализации туристского продукта.

Статья 10.4. Единая информационная система электронных путевок. Электронная путевка

Единая информационная система электронных путевок предназначена для обеспечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, достоверными сведениями, содержащимися в договоре о реализации туристского продукта, и иными сведениями, подлежащими представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, а также для обеспечения соответствующими сведениями заказчика, потребителей туристского продукта.

Оператор информационной системы определяется в соответствии с законодательством в области информации, информационных технологий и защиты информации.

Правила функционирования единой информационной системы электронных путевок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанными правилами определяются:

 - порядок и срок формирования электронной путевки;
 - порядок и срок направления турагентом туроператору, сформировавшему туристский продукт, уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта;
 - структура электронной путевки;
 - иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок;
 - состав сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путевок, требования к таким сведениям и к обеспечению доступа к таким сведениям, а также формы и порядок направления запросов о предоставлении таких сведений, в том числе с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет".

Туроператор передает в единую информационную систему электронных путевок сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, и иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, по окончании каждого календарного месяца не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

"Если договор о реализации туристского продукта заключен менее чем за 30 дней до начала оказания услуг, предусмотренных этим договором, туроператор передает в единую информационную систему электронных путевок сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, и иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, не позднее чем за 24 часа до начала оказания услуг." (часть четвертая статьи 10.4 внесена Федеральным законом от 13.06.2023 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

К сведениям, содержащимся в договоре о реализации туристского продукта, относятся существенные условия договора, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, и иные сведения, обязательные для передачи в единую информационную систему электронных путевок в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами функционирования единой информационной системы электронных путевок.

В случае заключения с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта договора в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, основные данные о туристе или туристах и информация об их путешествии отражаются в виде двухмерного штрихового кода (QR-кода) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 28.05.2022 № 148-ФЗ

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

2. Положения абзацев семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого части пятнадцатой статьи 4.2, абзацев четвертого и пятого части пятнадцатой статьи 4.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" применяются:

1) с 1 сентября 2023 года при реализации туристского продукта в сфере выездного туризма;

2) с 1 сентября 2024 года при реализации туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма ( поправка в пункт 2 части 2 статьи 2 внесена Федеральным законом от 13.06.2023 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

3. Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 № 417 "Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2019 г. N 747 и пункта 18 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 1903"

В соответствии с частью третьей статьи 104 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила функционирования единой информационной системы электронных путевок.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2019 г. N 747 "Об утверждении Правил создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления содержащейся в единой информационной системе электронных путевок информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 25, ст. 3254);

пункт 18 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 1903 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7756).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Правила функционирования единой информационной системы электронных путевок

1. Настоящие Правила устанавливают порядок функционирования единой информационной системы электронных путевок (далее - информационная система) и определяют:

порядок и срок формирования электронной путевки;

порядок и срок направления турагентом туроператору, сформировавшему туристский продукт, уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта (далее - договор);

структуру электронной путевки;

сведения, подлежащие представлению туроператором в информационную систему;

состав сведений, содержащихся в информационной системе, требования к таким сведениям и обеспечению доступа к ним;

форму запроса о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), согласно приложению и порядок их направления.

Понятия, используемые в настоящих Правилах, соответствуют понятиям, принятым в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

2. Информационная система предназначена для обеспечения Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека достоверными сведениями, содержащимися в договоре, и иными сведениями, подлежащими представлению туроператором в информационную систему, а также для обеспечения соответствующими сведениями заказчиков туристского продукта, потребителей туристского продукта (далее - туристы).

3. Функционирование информационной системы направлено на решение следующих задач:

а) формирование и ведение реестра электронных путевок;

б) предоставление туристам и (или) заказчикам туристского продукта информации, содержащейся в информационной системе, в том числе в целях защиты прав туристов в случае неисполнения туроператором и (или) турагентом обязательств по договорам;

в) обеспечение прозрачности деятельности туроператоров и турагентов при заключении договоров;

г) предупреждение случаев неисполнения туроператором и (или) турагентом обязательств по договорам и нарушения прав туристов;

д) обеспечение оперативного мониторинга деятельности участников туристского рынка.

4. Программно-технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в информационной системе, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

5. Информационная система состоит из следующих подсистем:

а) подсистема оперативной транзакционной обработки данных;

б) подсистема сбора и хранения данных;

в) подсистема формирования отчетов и анализа данных;

г) подсистема оперативного контроля;

д) подсистема ведения нормативно-справочной информации;

е) подсистема информирования и доступа к информационным ресурсам;

ж) подсистема обеспечения информационной безопасности;

з) подсистема администрирования.

6. Защита информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер и осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы.

Обработка персональных данных в информационной системе осуществляется с учетом требований Федерального закона "О персональных данных".

Оператор информационной системы (далее - оператор) несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы обработки персональных данных и защиты информации.

7. Обладателем информации, содержащейся в информационной системе, является Российская Федерация.

Правомочия обладателя информации, содержащейся в информационной системе, осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

8. Функциями оператора являются:

а) эксплуатация и развитие информационной системы;

б) обеспечение бесперебойного функционирования информационной системы;

в) соблюдение требований безопасности информационной системы;

г) обеспечение защиты персональных данных туристов и (или) иных заказчиков туристского продукта от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных и от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также обеспечение защиты информации, содержащейся в информационной системе;

д) обеспечение возможности интеграции и взаимодействия информационной системы с иными информационными системами, включая информационные системы туроператоров;

е) организация в соответствии с настоящими Правилами внесения в информационную систему сведений, содержащихся в договорах, и формирование на их основе электронных путевок;

ж) организация автоматизированного сбора, хранения, обработки, анализа данных (сведений) информационной системы, предоставление их в порядке, установленном настоящими Правилами, туроператорам, туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта, а также органам государственной власти и местного самоуправления, физическим и юридическим лицам.

9. В информационной системе содержатся следующие сведения:

а) об электронной путевке:

уникальный номер;

дата формирования;

б) о туроператоре, сформировавшем туристский продукт:

полное и сокращенное наименования;

реестровый номер в едином федеральном реестре туроператоров;

идентификационный номер налогоплательщика;

размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии или банковских гарантий, наименование, адрес, место нахождения организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора, в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, при которых не требуется финансовое обеспечение ответственности туроператора);

адрес места нахождения и почтовый адрес;

телефон, адрес электронной почты;

в) о турагенте (если договор заключен турагентом с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта):

полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

реестровый номер в едином федеральном реестре турагентов;

идентификационный номер налогоплательщика;

адрес места нахождения юридического лица либо адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

телефон, адрес электронной почты;

г) о договоре:

номер (при наличии) и дата заключения;

общее количество туристов по договору;

общая цена туристского продукта в рублях;

наличие в договоре существенных условий договора, предусмотренных абзацами 7 - 13 части 2 статьи 10 Федерального закона;

д) о заказчике туристского продукта (если турист не является заказчиком):

полное наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или индивидуального предпринимателя;

гражданство физического лица или индивидуального предпринимателя;

сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер и вид документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина) физического лица или индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя;

адрес места нахождения юридического лица либо адрес места жительства физического лица или индивидуального предпринимателя;

полномочия заказчика туристского продукта;

телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии);

е) о туристах (в отношении каждого туриста, указанного в договоре):

фамилия, имя, отчество (при наличии);

дата рождения;

гражданство;

сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер и вид документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина);

телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии);

ж) о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия (в отношении каждого туриста, указанного в договоре):

даты начала и окончания;

даты отправления и прибытия, наименования населенных пунктов и аэропортов отправления и прибытия - в отношении перевозки воздушным транспортом до места назначения и обратно;

даты отправления и прибытия, наименования населенных пунктов и (или) станций отправления и прибытия - в отношении перевозки железнодорожным транспортом до места назначения и обратно;

вид перевозки, даты отправления и прибытия, наименования пунктов отправления и прибытия - в отношении перевозки иным видом транспорта до места назначения и обратно;

наименование и адрес места нахождения (включая наименование страны, субъекта Российской Федерации (если применимо), населенного пункта) средства размещения;

категория гостиницы (при наличии);

даты заезда и выезда;

иные условия проживания (при наличии);

з) об иных туристских услугах, входящих в туристский продукт (в отношении каждого туриста, указанного в договоре) (при наличии):

вид услуги (например, экскурсионное обслуживание, в том числе наличие экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, услуги по перевозке в стране (месте) временного пребывания);

иные услуги.

10. В целях формирования электронной путевки туроператор посредством формирования в личном кабинете в информационной системе либо информационного обмена между информационной системой туроператора и информационной системой ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор, передает в информационную систему сведения, указанные в подпунктах "г" - "з" пункта 9 настоящих Правил, а также реестровый номер турагента в едином федеральном реестре турагентов в случае заключения договора между туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта и турагентом. Указанные сведения подписываются уполномоченным лицом туроператора с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, квалифицированный сертификат которой выдается удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Сведения, указанные в подпункте "б" пункта 9 настоящих Правил, формируются в информационной системе автоматически при формировании электронной путевки на основании сведений из единого государственного реестра юридических лиц и единого федерального реестра туроператоров.

Сведения, указанные в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил, формируются в информационной системе автоматически при формировании электронной путевки на основании сведений из единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого федерального реестра турагентов, субагентов.

В случае реализации туристского продукта в сфере выездного туризма фамилия, имя, отчество (при наличии) туриста - гражданина Российской Федерации могут указываться в соответствии с данными паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

11. На основании сведений, переданных туроператором в информационную систему в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 10 настоящих Правил, а также на основании сведений, сформированных автоматически в порядке, предусмотренном абзацами вторым и третьим пункта 10 настоящих Правил, в информационной системе в течение не более 24 часов в автоматическом режиме формируется электронная путевка с присвоением уникального номера электронной путевки и указанием даты формирования электронной путевки.

В случае если сведения, указанные в пункте 9 настоящих Правил, представлены не в полном объеме, электронная путевка не формируется.

12. Электронная путевка формируется в соответствии со следующей структурой:

а) раздел I "Сведения об электронной путевке".

Раздел включает в себя сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 9 настоящих Правил;

б) раздел II "Договор о реализации туристского продукта".

Раздел включает в себя сведения, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 9 настоящих Правил;

в) раздел III "Турист (туристы) и путешествие".

Раздел включает в себя сведения, предусмотренные подпунктом "е" пункта 9 настоящих Правил;

г) раздел IV "Услуги".

Раздел включает в себя сведения, предусмотренные подпунктами "ж" - "з" пункта 9 настоящих Правил.

13. Одновременно в информационной системе в автоматическом режиме формируется двухмерный штриховой код (QR-код), отражающий основные данные о туристе или туристах и информацию об их путешествии.

Структура уникального номера электронной путевки определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.

14. Сформированная электронная путевка с присвоенным ей уникальным номером электронной путевки и двухмерным штриховым кодом (QR-кодом) направляется в информационную систему туроператора для последующего направления туристу и (или) иному заказчику туристского продукта в соответствии с Правилами обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2019 г. N 748 "Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта".

15. В случае внесения изменений в договор в части сведений, необходимых для формирования электронной путевки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, и (или) расторжения договора туроператор вносит соответствующие изменения в электронную путевку.

Внесение изменений осуществляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в договор были внесены изменения и (или) договор был расторгнут.

16. При внесении изменений в электронную путевку уникальный номер электронной путевки изменению не подлежит.

17. В случае заключения договора между туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта и турагентом турагент в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, направляет туроператору уведомление о заключении договора, содержащее сведения, указанные в подпунктах "в" - "з" пункта 9 настоящих Правил, посредством сети "Интернет", в том числе с использованием информационной системы туроператора в соответствии с Правилами обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2019 г. N 748 "Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта".

Форма такого уведомления определяется туроператором и указывается в договоре.

18. Информация о внесении изменений в договор, расторжении договора направляется турагентом туроператору в порядке и сроки, которые установлены пунктом 17 настоящих Правил.

19. Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются:

а) Министерство экономического развития Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

в) турист и (или) иной заказчик туристского продукта в части информации о заключенном ими договоре;

г) туроператор в части информации о заключенных им и (или) турагентом по его поручению договорах.

20. Доступ к информации, содержащейся в информационной системе, осуществляется:

для туристов и (или) иных заказчиков туристского продукта - путем прохождения процедуры авторизации в личном кабинете туриста и (или) иного заказчика в информационной системе, в том числе посредством идентификации и аутентификации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

для туроператоров - путем прохождения процедуры авторизации в личном кабинете туроператора в информационной системе.

21. Сроки, порядок и формат взаимодействия между оператором и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, перечень и порядок передачи сведений, особенности организации такого взаимодействия определяются соглашением об информационном взаимодействии, заключенным между оператором и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

22. Сведения, содержащиеся в электронных путевках и указанные в пункте 9 настоящих Правил, предоставляются туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта, заключившим такие договоры, в виде выписки на основании запроса о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, направленного туристом и (или) иным заказчиком, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет", по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам.

23. В случае направления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет", или посредством личного кабинета в информационной системе, такие сведения предоставляются туристу и (или) иному заказчику туристского продукта посредством личного кабинета туриста и (или) иного заказчика в информационной системе в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса оператором в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица оператора.

24. Сведения, содержащиеся в информационной системе, могут быть предоставлены только туристу и (или) иному заказчику туристского продукта, являющимся стороной договора.

Оператор отказывает в предоставлении информации в следующих случаях:

запрашиваемая информация не содержится в информационной системе;

в запросе не указан почтовый адрес или адрес электронной почты для отправления ответа на запрос;

запрашиваемая информация относится к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, и заявитель не подтвердил наличие у него права доступа к соответствующей информации;

запрос является анонимным;

законодательством Российской Федерации установлены иные основания отказа в предоставлении информации.

25. За направление информации в информационную систему, а также за предоставление информации из информационной системы плата не взимается.

4. Постановление Правительства РФ от 08.06.2019 № 748 (ред. от 26.12.2022) "Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 июня 2019 г. N 748 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ТУРОПЕРАТОРОМ, ТУРАГЕНТОМ И ТУРИСТОМ И (ИЛИ) ИНЫМ ЗАКАЗЧИКОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И ПРАВИЛ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ, ТУРАГЕНТОМ И ТУРИСТОМ И (ИЛИ) ИНЫМ ЗАКАЗЧИКОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

В соответствии с частью второй статьи 10.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

требования к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта;

Правила обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ТУРОПЕРАТОРОМ, ТУРАГЕНТОМ И ТУРИСТОМ И (ИЛИ) ИНЫМ зАКАЗЧИКОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

1. В целях заключения договора о реализации туристского продукта (далее - договор) в электронной форме турист и (или) иной заказчик могут передать туроператору или турагенту в электронной форме заявку о заключении договора, а также иные документы при согласии сторон, необходимые для заключения договора.

Заявка должна содержать следующие сведения:

а) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

наименование организации (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации или иного лица, уполномоченного представлять организацию (для юридических лиц);

телефон для связи, адрес электронной почты;

б) для физических лиц:

фамилия, имя и отчество (при наличии);

серия, номер и вид документа, удостоверяющего личность туриста и (или) иного заказчика;

телефон для связи, адрес электронной почты (при наличии).

2. Документы, указанные в пункте 1 настоящих требований, могут быть представлены туроператору или турагенту туристом и (или) иным заказчиком следующими способами:

путем размещения их на сайте туроператора или турагента после авторизации туриста и (или) иного заказчика с использованием простой электронной подписи (в виде комбинации из логина и пароля), выданной туроператором или турагентом в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи";

при личном приеме.

3. Если документы, указанные в пункте 1 настоящих требований, заказчик представляет туроператору или турагенту при личном приеме, то такие документы вносятся в информационную систему туроператора или турагента туроператором или турагентом самостоятельно.

При этом туроператор или турагент устанавливает личность туриста и (или) иного заказчика при его личном приеме.

4. Туроператор или турагент проверяет наличие в своей информационной системе ранее внесенных сведений о туристе и (или) об ином заказчике.

При наличии в информационной системе туроператора или турагента ранее внесенных сведений о туристе и (или) об ином заказчике туроператор или турагент уведомляет туриста и (или) иного заказчика о возможности прямого взаимодействия туриста и (или) иного заказчика с туроператором или турагентом посредством информационной системы туроператора или турагента в электронной форме. Такое уведомление производится туроператором или турагентом электронным сообщением в режиме реального времени при обращении туриста и (или) иного заказчика на сайте туроператора или турагента или туроператором или турагентом при обращении туриста и (или) иного заказчика (лица, уполномоченного представлять организацию (для юридических лиц) при личном приеме.

При отсутствии сведений о туристе и (или) об ином заказчике в информационной системе туроператора или турагента туристу и (или) иному заказчику в режиме реального времени предлагается пройти процедуру регистрации в информационной системе туроператора или турагента в целях создания на сайте туроператора или турагента страницы туриста и (или) иного заказчика (далее - личный кабинет).

После создания личного кабинета сведения, необходимые для доступа туриста и (или) иного заказчика к личному кабинету, автоматически направляются электронным сообщением на адрес электронной почты, предоставленный туристом и (или) иным заказчиком.

При отсутствии у туриста и (или) иного заказчика электронной почты сведения, необходимые для доступа к личному кабинету, направляются туристу и (или) иному заказчику иным доступным способом, в том числе посредством смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование туриста и (или) иного заказчика.

5. При предоставлении туристом и (или) иным заказчиком сведений, содержащих персональные данные туриста и (или) туристов и (или) иного заказчика (лица, уполномоченного представлять организацию (для юридических лиц), посредством электронного взаимодействия или при личном приеме туроператор или турагент в обязательном порядке получает согласие на обработку и передачу указанных персональных данных.

6. Договор со стороны туриста и (или) иного заказчика подписывается полученной в установленном порядке простой электронной подписью, а со стороны туроператора или турагента - усиленной квалифицированной электронной подписью.

ПРАВИЛА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ, ТУРАГЕНТОМ И ТУРИСТОМ И (ИЛИ) ИНЫМ ЗАКАЗЧИКОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ( https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326864/ca225326faf5ea9ad94a9be14fb5147f31a69da8/)

5. Федеральный закон от 13.06.2023 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 
Детали Федерального закона https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449477/)
Остались вопросы? Все еще не понятно?
Оставьте заявку на консультацию с нашими юристами. Мы поможем Вам разобраться с проблемой 

КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ "ВСЕ ВКЛЮЧЕНО"

Более 400 документов для турагентств и туроператоров на все случаи жизни. 

В связи с вступлением в силу с 01 сентября 2023 года изменений в Постановления Правительства РФ от 18.03.2023 N 417 Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок - Мы изменили пункты в наших актуальных договорах, входящих в состав данного комплекта​​

Для Турагентов
24 800 ₽
Для Туроператоров
32 800 ₽
Нам доверяют
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные.Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствиис Политикой конфиденциальности.
Продолжить