2020 год преподнес много неприятных сюрпризов всем участникам туристического рынка. Увы, но часть туроператоров не выдержали испытаний и объявили о банкротстве.
Туристы зачастую не понимают разницы между туроператором и турагентом. Обычно при банкротстве туристы приносят претензии именно турагентам, именно турагентов просят вернуть деньги, и именно на турагентов подают в суд.
Главное - сохранять спокойствие и действовать юридически грамотно во всех аспектах. Если же у вас нет опыта или вы сомневаетесь в своих силах, то мы всегда рады оказать любую помощь при банкротстве туроператора. Ведь в нашей практике уже более чем 300 успешно разрешенных судов и претензий.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ТУРОПЕРАТОРА
Банкротство туроператора чаще всего случается неожиданно и повергает всех в шок. В стрессовых ситуациях не сразу можно сориентироваться и наметить верный план действий. Мы уже проходили печальные банкротства, поэтому решили поделиться своим опытом.
Итак, порядок действий турагентства при банкротстве туроператора.
Оперативно собрать максимум информации.
Успокоить клиентов, не устраняться от общения с ними.
Проверить наличие договора с туристом.
Помочь туристам собрать документы для обращения к страховщику.
Также, турагент может проверить комплект документов. Контролировать процесс подачи. Турагент вправе (но не обязан!) подать документы за туриста, по доверенности.
Список составлен с учетом как перечня, прописанного в законе, так и стандартных требований страховщиков по реальным делам:
Цитата из отказов СК «Югория» (туроператор ГТИ), СО «Помощь» (туроператор Асент-Трэвел).
«В связи с отсутствием в договоре существенных условий, он считается незаключенным, а потому обязанности по выплате у страховщика не возникает».
Помните, от таких мелочей может зависеть результат обращения в страховую компанию.
Формально турагент не вправе обращаться в страховую от своего имени, таким правом наделен только заказчик туристского продукта (сторона в договоре с агентом) или его представитель по доверенности, например директор или юрист турагента.
Вполне возможно, что у клиента турагентства недостаточно познаний для составления требований в страховую. Клиенту нужно понимать огромное количество нюансов: как происходила оплата оператору, какой было соглашение между агентом и оператором (забегая вперёд, этот договор, скорее всего, запросят в страховой), одним словом, при самостоятельном обращении в страховую компанию шансы на успех и на выплату могут быть ниже.
В то же время, турагент заинтересован в мирном разрешении ситуации: если страховая заплатит, то сохранится лояльность клиента, не будет судов, жалоб, скандалов.
Помните, несмотря на то, что закон в значительной части снимает с агентов ответственность за закрытие операторов, риск «шального» решения суда всегда есть. С учетом того факта, что у значительного количества турфирм соглашения не идеальны в плане прописывания ответственности сторон – риск судебного взыскания становится еще выше.
В этой связи следует содействовать туристам при их обращении в страховую компанию.
При наличии письменных претензий от туристов - направлять ответ в установленные сроки.
Юристы нашей компании составляют профессиональные ответы на претензии туристов.
Взвешенно подходить к вопросу аннуляции заявок.
Помнить, что повторная оплата проживания турагентом за свой счет НЕ подлежит взысканию со страховщика.
ВАЖНО! Обязанности по вывозу пострадавших туристов из страны временного пребывания, а также по оплате проживания до вылета возложены на Ассоциацию Турпомощь.
Прочие рекомендации.
В случае если сумма заявки для Вас значительна, перед подачей документов в страховую, рекомендуется направить документы на проверку экспертам.
ПОМНИТЕ! Ошибка всего в одном документе может обойтись в огромные суммы денег и месяцы хождений по судам.