komplekt Fors-major 3

Как победить в споре с авиаперевозчиком?

СПОРЫ С АВИАКОМПАНИЯМИ

Воздушный транспорт – это один из наиболее популярных видов транспорта в современном мире.

В большинстве случаев, приобретение билетов, перелет и получение багажа проходит без проблем, в связи с чем многие клиенты довольны работой авиакомпаний. Однако, нередки ситуации, при которых клиенту требуется произвести возврат билета, отказаться от перелета, а также ситуации, при которых авиаперевозчик нарушает права пассажира: задерживает выдачу багажа, или вообще не выдает его, задерживает время вылета или вовсе отменяет рейс.

 

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется целым рядом нормативно-правовых документов: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее Правила воздушной перевозки), законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), международными конвенциями.

Самыми распространенными спорами в сфере авиаперевозок между пассажирами и авиакомпаниями являются:

  • задержка, отмена рейса;
  • потеря, повреждение багажа;
  • отказ в возврате стоимости билетов.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

 

 

ЗАДЕРЖКА, ОТМЕНА РЕЙСА

 

НА ЧТО ИМЕЮТ ПРАВО ПАССАЖИРЫ ВНУТРЕННИХ РЕЙСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ?

 

Итак, пассажиры при задержке рейса имеют право:

1. ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОЛЕТА.

При этом перевозчик обязан компенсировать полную стоимость билета, даже если билет был невозвратный.

В силу п. 2 ст. 792 ГК РФ в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Согласно п. 2 ст. 108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Причем закон не устанавливает конкретный временной предел, по истечении которого пассажир имеет право отказаться от полета. По смыслу п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 в случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете. Таким образом, право на возврат денежных средств возникает у пассажира с момента задержки рейса независимо от времени задержки.

2. ТРЕБОВАТЬ УПЛАТЫ ШТРАФА

За задержку рейса предусмотрен штраф в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (то есть 25 руб.) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В силу ст. 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, если перевозчик докажет, что задержка рейса произошла по причине, например, плохой погоды, то штраф не подлежит взысканию.

3. ТРЕБОВАТЬ ПЕРЕСАДКИ НА ДРУГОЙ БЛИЖАЙШИЙ РЕЙС.

При условии наличия свободных мест. При этом, какая-либо дополнительная плата не требуется.

4. ТРЕБОВАТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

Ребенку младше 7 лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка, независимо от времени задержки рейса.

При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки.

При задержке больше 4 часов — горячее питание.

Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

5. ТРЕБОВАТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ В ГОСТИНИЦЕ

По российским правилам полагается размещение в гостинице при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно.

Это также вытекает из п. 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов — в дневное время и более 6 часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

6. БЕСПЛАТНОЕ ХРАНЕНИЕ БАГАЖА

Согласно п. 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах организацию хранения багажа.

7. ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ЗАДЕРЖКЕ ИЛИ ОТМЕНЕ РЕЙСА, ИХ ПРИЧИНАХ.

Согласно положениям п.1 ст. 106 ВК РФ на перевозчика возлагается обязанность не только по организации обслуживания пассажиров воздушных судов, но и по обеспечению их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Согласно требованиям п.72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы — в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом п.73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).

Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).

8. ОСУЩЕСТВИТЬ ЗВОНОК ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ НАПИСАТЬ ПИСЬМО НА E-MAIL.

Пассажир имеет право на два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов, это следует из п. 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82.

 

 

НА ЧТО ИМЕЮТ ПРАВО ПАССАЖИРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙСОВ?

 

 

Теперь рассмотрим, какие права предоставляет пассажирам Монреальская конвенция, к которой также присоединилась и Россия в апреле 2017 г.

Действие конвенции распространяется только на международные рейсы (и не распространяется на внутренние). При этом, рейс должен выполняться из той страны и в ту страну, которая является участником Монреальской конвенции.

К примеру, в случае покупки билетов «в одну сторону» из России в страну, не являющуюся участницей конвенции, нормы конвенции действовать не будут. Зато конвенция распространяется, если купить билет в обе стороны сразу (например, Москва – Бангкок – Москва), где пунктом конечного прибытия будет страна-участница Монреальской конвенции.

Монреальская конвенция предоставляет более высокую компенсацию при задержке или отмене рейса. При этом, размер ответственности перевозчика по конвенции рассчитывается с учетом так называемых специальных прав заимствования.

Специальные права заимствования (СДР) – условная расчетная единица Международного валютного фонда. Стоимость единицы СДР публикуется ежедневно на сайте МВФ. ЦБ РФ ежедневно устанавливает официальный курс СДР на базе этой информации. По состоянию на дату написания статьи, СДР составляет 84,83 руб.

Сейчас конвенция предусматривает следующую максимальную компенсацию за задержку рейса – 4694 СДР, что на рубли составляет 398 192,02 руб.

Однако, данная сумма будет выплачена далеко не во всех случаях. Компенсация за задержку рейса может быть выплачена только по обоснованной претензии пассажира. Перевозчик не будет нести ответственность за вред, причиненный вследствие задержки рейса, если он докажет, что им приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда. Пассажиру придется доказать, что он действительно понес убытки в связи с задержкой и смог их документально подтвердить. В этом случае компенсация может быть выплачена.

Интересный случай по взысканию денежных средств по Монреальской конвенции в связи с порчей багажа был рассмотрен Президиумом Свердловского областного суда:
Постановление президиума Свердловского областного суда

Также заслуживает внимания еще один судебный акт, которым также рассмотрен случай по взысканию компенсации за потерю багажа по Монреальской конвенции, однако сумма взыскания конечно чуть меньше, чем в предыдущем случае:
Апелляционное определение Свердловского областного суда

 

Если же авиакомпания зарегистрирована в Европе, то на нее распространяется также Регламент EC № 261/2004.

Он предоставляет фиксированные платежи при задержке рейса: от 125 до 600 евро, если рейс отменили и заменили его другим меньше, чем за 14 суток до вылета.

Регламент EC № 261/2004 действует на всех рейсах внутри ЕС, на всех рейсах, вылетающих из ЕС, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.

Причем можно одновременно требовать компенсации по Регламенту EC № 261/2004 и расходы по Монреальской конвенции, если авиаперевозка подпадает под юрисдикцию данных актов.

 

 

НЕВЫДАЧА, ПОТЕРЯ И ПОВРЕЖДЕНИЕ БАГАЖА

 

 

Очень часто пассажирам приходится сталкиваться также с тем, что авиакомпания может потерять или повредить багаж.

Согласно ст. 118 Воздушного Кодекса РФ (далее – ВК РФ), перевозчик несет ответственность за принятый к перевозке в багажном отсеке воздушного судна багаж.

При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру.

Номерная багажная бирка служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа и содержит информацию о фамилии и имени пассажира, номере рейса, дате вылета, аэропорте (пункте) отправления и аэропорте (пункте) назначения, до которого зарегистрированный багаж принят к перевозке, весе места багажа. Номерная багажная бирка может содержать иную дополнительную информацию. (п. 87 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила воздушной перевозки)).

 

Если вы прибыли в аэропорт и не обнаружили свой багаж, то необходимо действовать следующим образом:

  • еще до выхода из зала прилёта нужно обратиться к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному, как правило, это сотрудники службы розыска багажа;
  • ваш чемодан попробуют найти и, если не получится, то предложат заполнить акт - PIR — Property Irregularity Report — о неприбытии багажа.  Также потребуется приложить к нему авиабилет, багажную квитанцию, посадочный талон, отрывной талон багажной бирки, документ, удостоверяющий личность.
  • далее необходимо ожидать.

Акт PIR загружают WorldTracer — международную систему отслеживания багажа.

Если багаж потерялся на международном перелете, уточните, нужно ли заполнять таможенную декларацию.

 

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

 

 

КАКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ ПОЛАГАЕТСЯ ЗА УТРАТУ БАГАЖА?

 

На внутренних Российских рейсах:

  • в размере объявленной ценности - за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности (ст. 119 ВК РФ);
  • не более шестисот рублей за килограмм веса багажа - за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности (ст. 119 ВК РФ).

На международном рейсе максимум можно рассчитывать на 20 $ за килограмм, если применима Варшавская конвенция, и максимум 1131 специальных прав заимствования (около 105 700 рублей), если применима Монреальская конвенция.

 

Для получения компенсации необходимо будет составить претензию.

Срок предъявления претензии:

  • перелет по России — 6 месяцев,
  • международный перелет — 18 месяцев.

 

К претензии необходимо приложить:

  • заявление с перечнем вещей в багаже и указанием их стоимости;
  • акт PIR;
  • посадочный талон с багажной биркой;
  • чеки, подтверждающие сумму ущерба (стоимость вещей в багаже, траты на предметы первой необходимости, другие расходы, связанные с неполучением багажа);
  • банковские реквизиты.

 

Если же багаж все-таки прибыл, но прибыл поврежденным, что делать тогда в этом случае?

Также необходимо обратиться к представителю авиакомпании или в службу розыска багажа. Заполнить акт PIR. Далее сфотографировать повреждения. После чего следует подать претензию в авиакомпанию.

Лучше всего сделать это сразу после прилета в представительстве авиакомпании в аэропорту.

Срок предъявления претензии:

  • перелет по России — 6 месяцев со дня, следующего за днем получения багажа;
  • международный перелет — 7 дней со дня получения багажа.

Если багаж подлежит ремонту, авиакомпания может предложить его оплатить.

Грязный багаж обычно рекомендуют сдать в химчистку, расходы на которую авиакомпания компенсирует.

 

На какую компенсацию можно рассчитывать:

  • перелет по России — максимум 600 рублей за килограмм веса багажа,
  • международный рейс — максимум 20 $ за килограмм, если применима Варшавская конвенция, и максимум 1131 специальных прав заимствования (около 105 700 рублей), если применима Монреальская конвенция.

 

 

ОТКАЗ В ВОЗВРАТЕ СТОИМОСТИ БИЛЕТОВ

 

 

Сегодня авиаперевозчики осуществляют продажу авиабилетов как по «возвратному», так и «невозвратному» тарифам. От приобретенного тарифа зависит возможность возврата денежных средств, уплаченных за билет.

Регулирует данный порядок, ст. 108 ВК РФ.

В соответствии со ст. 108 ВК РФ в случае отказа от воздушной перевозки возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

  1. если пассажиром заключён договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате (так называемый возвратный тариф) провозной платы, при расторжении договора пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесённых им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
     
  2. если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных выше сроков, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере 25 % уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесённых им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
     
  3. если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
     
  4. если пассажиром заключён договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы (невозвратный тариф) при расторжении договора воздушной перевозки, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Исходя из вышеуказанного следует, что в случае приобретения пассажиром билета по «невозвратному» тарифу и последующего отказа от перелёта, авиакомпания не обязана осуществлять возврат оплаченных средств пассажиру.
 

Когда же авиакомпания обязана возвратить денежные средства по «невозвратному тарифу»?

Вынужденный отказ пассажира в перелете по следующим основаниям:

  • болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне (необходимо предоставить медицинские документы). Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновлённые), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сёстры;
  • смерть члена семьи пассажира или близкого родственника (необходимо документальное подтверждение и уведомление об этом перевозчика до окончания регистрации на рейс);
  • задержка отправления воздушного судна, иные предусмотренные федеральными авиационными правилами действия (бездействия) перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

 

Для того, чтобы получить возврат денежных средств по «невозвратному тарифу» в случае вынужденного отказа необходимо:

  • составить заявление на отказ от перевозки;
  • прикрепить документ-основание, дающее право на вынужденный отказ (справка о болезни, свидетельство о смерти родственника);
  • направить авиаперевозчику;
  • в случае отказа перевозчика возвратить денежные средства добровольно, составить претензию и обратиться в суд.

Напомним, в данном случае правоотношения подпадают под Закон РФ «О защите прав потребителей», Вы также имеете право требовать неустойку, взыскание морального вреда и штрафа за нарушение прав потребителей.

 

Компания "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" готова защитить Ваши законные права и интересы при любом случае нарушения условий перевозки со стороны авиакомпаний по регулярным и чартерным рейсам.

Если с Вами случилось подобное, направляйте подробности на почту info@ukab.ru или по форме заявки (кнопка ниже), поможем!

oformit

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 

0001   Без имени 0003  4-49256_youtube-png-clipart-png-image-youtube-png-clipart-png-image  1222