Профильные организации в туризме: кто стоит за отраслью? Часть 3 — «Турпомощь»
« НазадПродолжаем цикл публикаций о профильных организациях. Сегодня — «Турпомощь». В формате живого диалога с руководителем нашей компании Александром Байбородиным обсуждаем, как работает механизм экстренной помощи туристам и что нужно знать бизнесу.
— Что это за организация, когда и зачем появилась?
— Это ассоциация, в которую обязательно должны вступать все туроператоры по выездному туризму. То есть не по желанию, а по закону. Чтобы понять зачем, вернемся назад в историю: после череды громких банкротств в 2010–2011 годах по поручению президента Владимира Путина появилась идея организации, которая объединит бизнес и заберет от государства на плечи самих туроператоров часть проблем. Например, оперативно вывозить туристов, если тот или ной туроператор вдруг внезапно перестал работать. Так 5 октября 2012 года и появилась «Турпомощь».
С тех пор, если говорить упрощенно, все туроператоры по выезду перечисляют часть денег от продажи туров в особые фонды в два фонда. В отличие от РСТ и АТОР, где членство добровольное, членство в «Турпомощи» обязательно для туроператоров в сфере въездного туризма.
Итак, есть резервный фонд, для вывоза туристов при банкротствах туроператоров. Этот фонд общий, он один на всех. И есть фонд персональной ответственности туроператора (ФПО) — оттуда возмещаются убытки пострадавших туристов, если не хватает денег у страховой. Или если туроператор выбрал «кубышку» «Турпомощи» как замену фингарантий в виде страховки (закон в ряде случаев такое допускает). Средства там — целевые и отдельные: если что-то случается с конкретным туроператором, его туристам помогают именно из его ФПО.
— У меня сразу вопрос, идея с фондами и с «Турпомощью» в целом себя оправдала?
— В ряде случаев, безусловно, да. В 2014 году, когда обанкротилось 23 (!) туроператора, и по всем телеканалам крутили видео с брошенными в Турции и Египте туристами — именно «Турпомощь» организовала вывоз почти 60 тысяч человек.
Потом была история с Трансаэро, с Египтом после теракта, с Турцией, Францией — десятки тысяч людей, сотни рейсов. Система работает.
Из недавних кейсов: в мае этого года в связи с отменами и переносами рейсов авиакомпании Turkish Airlines, ассоциация запустила «горячую линию», потом ее продлили из-за эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Специалисты обработали более 560 обращений за неделю.
— Всегда все так гладко?
— Были, конечно, и проблемы. Например, случаи, когда туроператоры банкротились, а денег в фондах «Турпомощи» не хватало на компенсации всем туристам. Возможно, некоторые туроператоры занижали объемы продаж и потому фонды были недостаточны. Именно поэтому сейчас «Турпомощь» и Минэк крайне осторожно относятся к просьбам туроператоров о замене страховки взносом в фонды. «Кандидаты», бывает, рассматриваются буквально под лупой. Кроме того, введение системы электронной путевки делает трудным или невозможным занижение объемов продаж.
— С даты основания в 2012 году прошло почти 13 лет. Что представляет собой «Турпомощь» сегодня?
Я бы выделил два основных вектора деятельности организации. Первый — управление фондами и выплаты из них пострадавшим туристам. Второй — организация и управление членами объединения, совершенствование механизмов работы организации, собственно говоря «общественная» деятельность. Первый вектор — работу с фондами мы уже обсудили. Что касается второго — это такая мыслительная и организационная работа. Сходу вспоминаю несколько направлений.
Во-первых, ассоциация и лично директор Александр Павлович Осауленко регулярно проводит вебинары для своих членов. На вебинарах простым и понятным языком разъясняют что нужно делать, а что не нужно, чтобы выполнять требования закона и не попадать в неприятные ситуации. Все в доверительной атмосфере, любой член ассоциации может задать вопрос. Часто говорят о законодательных перспективах, о том что будет «завтра».
Ассоциация ведет постоянную мыслительную работу по доработке системы финансового обеспечения и фондов. Выступает с разными инициативами. Из недавних — «Турпомощь» предлагает использовать не только страхование ответственности и банковскую гарантию, но и поручительства, залог, — все, что уже работает во многих других секторах.
Еще из инициатив последних лет:
— оптимизация «Электронной путевки» (убрать избыточные поля, снизить нагрузку);
— новый законопроект по трансграничному туризму;
— продвижение идеи обществ взаимного страхования;
— кадровые программы совместно с вузами;
— ключевое содействие в организации международных конгрессов туроператоров (в 2023-м — Казахстан, в 2024-м — Минск, в 2025-м — Сочи, в ноябре).
— Вы как юристы с «Турпомощью» как-то взаимодействуете?
Каждый год мы участвуем в ежегодном общем собрании ассоциации «Турпомощь». На протяжении уже нескольких лет мы участвуем в собраниях по доверенности от имени своих клиентов — туроператоров. На собраниях выслушиваем инициативы рынка. Предлагаем свои решения. В мае 2025-го мы вошли в правовой комитет «Турпомощи».
— Что нравится, а что бы улучшили?
— Нравится, что эта организация сугубо практическая и она и не может быть другой. Повторю, в отличие от других объединений в туризме, «Турпомощь» фактически создана государством.
Управлять фондами, вывозить туристов в случае ЧП — это не только право но, и предусмотренная законом обязанность «Турпомощи». Не работать просто не получится — хочешь не хочешь, а придется, как говорится «творить добро», то есть действовать. Варианта не делать попросту нет…
А что бы улучшил? Честно, идеи не приходят в голову. Возможно, нарастить коммуникации с рынком и проводить не только вебинары для членов, но и открытые вебинары для турагентов и туристов.
До сих пор многие турагенты путаются: кто за что отвечает, когда «Турпомощь» поможет, а когда — нет. Особенно в судах часто приходится объяснять туристам: если туроператор не банкрот, а просто накосячил — фонд не обязан возвращать деньги. Во-вторых, недостаточная коммуникация с мелким и средним сегментом рынка, в том числе с турагентами — это общая проблема «верхушки» туротрасли.
С ностальгией вспоминаю времена, когда Ростуризм по вечерам проводил на Красных Воротах в аналитическом центре семинары для турфирм. Вот ведь были времена! (вздыхает). Надеюсь когда нибудь увидим такие семинары снова!
— Будете и дальше сотрудничать?
— Конечно. Особенно в части доработки законодательства. Нам важно, чтобы система защиты туристов была устойчивой, логичной и не душила бизнес. И здесь голос «Турпомощи» — один из самых весомых.
В предыдущих публикациях мы обсуждали АТОР и РСТ.
Комментарии
Комментариев пока нет