Как регулирует закон ситуацию, когда пассажиры «заблокированы» в не взлетающем самолете?

« Назад

04.07.2024 17:56

салон самолета с пассажирами_Kandinsky 3.1

Самолет Анталья-Москва и еще два зарубежных рейса задержались вместе с пассажирами на борту.

Как регулирует закон ситуации, когда пассажиры «заблокированы» в не взлетающем самолете? Есть ли санпины, какая должна быть температура, влажность, концентрация кислорода и т.д.? Должны ли предоставляться лекарства, вода? Какая ответственность предусмотрена за нарушение этих норм, и кто несет эту ответственность?

Когда пассажиры уже находятся в самолете (заняли свои места), то мы полагаем, что и в этом случае действуют как общие правила нахождения пассажиров на борту воздушного судна, так и дополнительные правила, установленные конкретной авиакомпанией. По существу, до момента принятия окончательного решения о взлете командиром воздушного судна (КВС) можно говорить о том, что осуществляются действия по подготовке к полету (регулируется положениями Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утв. Приказом Минтранса России № 128 от 31.07.2009 г.).

Анализ действующего законодательства, к сожалению, не позволяет достоверно определить - какие конкретно параметры микроклимата должны поддерживаться в салоне самолета в период до непосредственного совершения полета. Подпункт 3.1.1. Санитарно-эпидемиологические правил СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утв. Постановлением Главного врача РФ от 16 октября 2020 года N 30, содержит оговорку о требованиях к параметрам микроклимата во время полета, хотя наименование таблицы 9 Приложения № 1 к данным СП (на которую ссылается указанный подпункт) и не содержит на это указание). Вместе с тем, согласно общим положениям ст. 7 Закона о защите прав потребителей, последние имеют право на безопасность оказываемой услуги, а исполнитель обязан ее обеспечить.

Обратим внимание, что согласно п. 95 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ФАП-82), перевозчик должен обеспечить на борту воздушного судна:

- информирование пассажиров об условиях полета и общих правилах поведения пассажиров на борту воздушного судна, местах нахождения основных и запасных выходов, об условиях покидания воздушного судна в аварийных ситуациях, а также о местах расположения в салоне воздушного судна индивидуальных средств защиты и надувных трапов;

- предоставление прохладительных и/или горячих напитков и питания;

- первую медицинскую помощь.

Впрочем, есть и оговорка (п. 98 ФАП-82), которая закрепляет правило, что питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Тем не менее, не лишним будет напомнить и о том, что ФАП-82 (п. 99) закрепляет права пассажиров в случае задержки вылета самолета. И тут не имеет значение - ожидают ли пассажиры свой вылет в здании аэропорта или непосредственно на борту воздушного судна.

Соответственно, в случае нарушения перевозчиком установленных законом соответствующих требований - он может быть привлечен к той или иной ответственности (в зависимости от ситуации - компенсация, возмещение убытков и т.п.).

 

Как долго по закону допускается оставление пассажиров на борту не взлетающего самолета?

Нам не удалось выявить конкретное подобное установленное правило, однако, следует заметить, что пассажир, в принципе, имеет право на отказ от совершения полета (ст. 108 ВЗК РФ, п.п. 226, 227 ФАП-82), в т.ч. если имеет место задержка в вылете рейса. Данный отказ по логике должен сопровождаться высадкой из самолета. Другой момент, когда именно пассажир заявляет отказ - при посадке; заняв место в салоне, когда воздушное судно еще стоит на стоянке, или во время старта движения самолета. Здесь могут уже возникать нюансы в зависимости от ситуации.

Встает резонный вопрос - а могут ли пассажиры потребовать, чтобы их при долгом ожидании движения самолета выпустили из него (т.е. без отказа от совершения полета). Мы полагаем, что да, но решение данного вопроса находится уже в ведении командира воздушного судна, т.к. именно он, согласно ч. 2 ст. 57 ВЗК РФ, руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.

 

Что делать пассажиру, если ему плохо? Может ли он потребовать переместить его в здание аэропорта? Есть ли разница в этих правах пассажира в случае с внутренними и международными рейсами?

Если по какой-либо причине пассажир почувствовал недомогание, уже находясь на борту самолета, то об этом необходимо поставить в известность бортпроводника. Как уже было упомянуто выше - согласно п. 95 ФАП-82 перевозчик должен обеспечить на борту воздушного судна оказание первой медицинской помощи. При необходимости, бортпроводник вызовет на борт медицинского сотрудника. И далее, в зависимости от ситуации, будет приниматься решение - требуется ли высадка подобного пассажира из самолета, требуется ли госпитализации и т. д.

Что касается разницы в данных правах пассажиров на международных и внутренних рейсах: если говорить про российские авиакомпании, в целом у пассажиров равные права как в случае внутренних, так и международных рейсов.

В нашем комплекте документов для турфирм “Все включено 2024” имеются подробные инструкции, как действовать в различных ситуациях, как для самих турфирм, так и для туристов. 

Кроме этого, в комплекте содержится более 400 документов для турагентов и туроператоров на все случаи жизни. Все документы регулярно подвергаются корректировке в связи с изменениями в законодательстве, нашего опыта судебной практики и форс-мажоров.

Более 1000 туристических компаний России уже пользуются нашими документами и регулярно их обновляют!

Купить комплект


Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить