Сейчас сплошная тактика, стратегические планы строить вообще бесполезно.
« НазадАлександр Байбородин, руководитель компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" и президент общественной организации "ПравТурСоюз", поделился своим мнением.
Мы задали ему несколько вопросов, на которые он ответил искренне и честно:
- Каким образом санкции повлияли на российский малый бизнес?
- Что изменилось сейчас для малого бизнеса? Каковы сейчас его главные проблемы?
- Что ждет российский малый бизнес в ближайшей перспективе и в пределах 5-10 лет?
В целом влияние отрицательное. Какие-то рынки исчезли практически полностью, что далеко ходить, например, рынок рекламы в социальных сетях, различные SMM-агентства по продвижению в Facebook, Instagram и YouTube практически полностью "встали". Приостановился импорт огромного количества товаров, уходит большое количество экспортных компаний, снизился заметно ассортимент.
Стоит упомянуть и про онлайн-школы, которые динамично развивались в последнее время. Из-за невозможности продвижения приходится пересматривать механизмы рекламы, которые, возможно, перестроятся на что-то российское, но когда это будет и будет ли - не известно.
Безусловно санкции наложили отпечаток и на ресторанный бизнес, учитывая практически ежедневно растущие цены. Все больше клиентов обращают внимание на стоимость меню и выбирают, где покушать подешевле.
Если мы берем туризм, то сначала была активная фаза пандемии, когда туризм полностью прекратил работу, потом он ожил по ряду направлений и опять ушел в мир иной.
Нельзя не упомянуть, что возросла цена накладных расходов. Например, пример из нашей компании: сервер на российском Яндексе стоит в 4 раза дороже, чем он стоил на немецком сервере. Российские поставщики услуг, пользуясь случаем, очень сильно подняли цены (вспомним о стоимости бумаги). Зачастую без видимых на то причин.
Из немногочисленного хорошего, что есть, так это объем выделяемых государством субсидий на различные проекты помощи бизнеса. Размер субсидий рекордный за всю историю России, столько денег, сколько сейчас дает государство бизнесу - не давалось никогда! Безусловно какие-то ниши, откуда ушли иностранные компании заполнятся российскими производителями товаров и услуг, здесь что-то может вырасти.
Что ждет российский малый бизнес в ближайшей перспективе никто не может сказать. Когда случился ковид, стало отчетливо видно, что сложно что-либо планировать на ближайшие 5-10 лет, а когда началась спецоперация и санкции, стало понятно, что даже на год что-то планировать достаточно сложно. Когда ковид пошел на спад, все воскликнули "О, сейчас все покажет рост", но нет, ни одно, так другое и все беспрецедентное.
Различные эксперты по маркетингу и развитию утверждают, что стратегию развития компании нужно строить максимум на 3-6 месяцев вперед. Сейчас сплошная тактика, а стратегические планы, наподобие того, как строили их раньше - строить вообще бесполезно, так как что будет через несколько месяцев, например, этой осенью (какой будет курс валют, какие будут санкции и т.д.) предсказать никто не может.
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ КОМПАНИИ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://ukab.ru/uslugi
Задать любой вопрос или оформить заказ можно по электронной почте info@ukab.ru
Оставьте заявку на услугу и мы обязательно свяжемся с Вами!
Мы в социальных сетях |
|