Роспотребнадзор назвал незаконными доплаты при замене чартерных рейсов
« НазадРоспотребнадзор счел необоснованной практику взимания дополнительной платы с туристов, в связи с заменой перевозки в составе туристического пакета с чартерной на регулярную. Такой вывод содержится в официальном ответе, опубликованном на сайте регулятора. За разъяснениями к регулятору обратились представители общественной организации "ПравТурСоюз", которые сразу направили свои правовые предложения.
Image by fabrikasimf on Freepik
«Анализ норм действующего законодательства РФ и позиция Верховного Суда РФ позволяет утверждать, что в ситуации, когда условия заключенного договора о реализации туристского продукта предусматривают перевозку туриста на чартерном авиарейсе — ответственным за его надлежащее исполнение является именно туроператор», — отмечается в заявлении.
Таким образом, любые изменения в чартерной программе, которые не относятся непосредственно к ведению туроператора, будь то замена борта или перевозчика, не влияют на общую обязанность последнего по предоставлению соответствующих услуг (чартерной авиаперевозки), входящей в состав туристского продукта.
Кроме того, согласно отраслевому закону, туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт.
Условия перевозки также относятся к существенным условиям договора о реализации туристского продукта и их изменение может служить основание для расторжения договора.
«Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили стороны при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора о реализации туристского продукта), определяются гражданским законодательством РФ», — отмечается в заявлении Роспотребнадзора. Он также напомнил, что Гражданский Кодекс РФ запрещает одностороннее изменение условий договора субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Таким образом, регулятор пришел к выводу, что требование доплат в связи с изменением чартерной программы представляется необоснованным и не отвечающим соответствующим положениям действующего законодательства РФ.
"В последние месяцы на туристическом рынке массово сложилась практика, когда туроператоры, особенно крупные, заменяют чартерную перевозку, которая попала под санкции, на регулярные рейсы иностранных перевозчиков. Причем такие рейсы в договорах тоже зачастую указываются как чартерные, а с туристов требуют внести существенные доплаты за замену полетной программы — до 300 евро за пассажира. Для турагентов это также создает серьезные проблемы, так как приходится переоформлять документы и общаться с недовольными туристами, — рассказал президент ПравТурСоюза Александр Байбородин. — Фактически ответ Роспотребнадзора — это первый случай, когда регулятор официально озвучил свою позицию, и сейчас на нее можно ссылаться при общении с туроператорами. Кроме того, из разъяснений Роспотребнадзора следует, что турист, от которого требуют дополнительно оплатить сбор за замену рейса, вправе расторгнуть договор без удержания фактически понесенных расходов".
Юристы, опрошенные редакцией TourDom.ru, согласились с мнением Роспотребнадзора. «Ведомство последовательно отстаивает свою позицию относительно защиты прав потребителей, недопустимость требования доплат за изменившиеся рейсы», – отметил руководитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Если турпродукт оплачен туристом, то в одностороннем порядке туроператор не имеет права что-либо менять в условиях договора. Неважно, по какой причине поставщик выставляет доплату, – снятие рейсов, изменение курсов валют, повышение стоимости топлива, замена авиакомпании. Георгий Мохов поясняет: то, что в памятке идет речь о чартерах, неважно. «Просто считается, что на чартерах может действовать другой порядок изменения цен. РПН как бы развенчивает миф, что раз билеты на чартерный рейс, то туроператор может делать все что угодно. На самом деле ведомство считает, что нельзя требовать доплату при пересадке на любой рейс».
В статье 9 Закона об основах туристской деятельности в РФ сказано, что туроператор отвечает за предоставление всех услуг, которые входят в состав турпродукта. «В том числе, если какая-либо из них не может быть оказана либо подорожала, поставщик должен за свой счет обеспечить оказание услуг, а дальше уже разбираться со своими контрагентами», – говорит юрист Игорь Косицын.
Однако на практике в условиях изменяющегося курса валют и стоимости перевозки у туроператоров достаточно часто возникает необходимость изменения цены договора. «Требовать обязательной доплаты угрозой – либо доплачиваете, либо вообще ничего не вернём – мало того что неэтично, так ещё и неправомерно», – говорит Георгий Мохов. В таких условиях, когда невозможно планировать устойчивую цену услуг, по мнению юриста, стороны договора могут прийти к соглашению о порядке изменения цены услуг: «В договоре необходимо предусматривать порядок заключения соглашения об изменении цены в случае непредвиденных обстоятельств, включая запрет или изменение перевозки, изменение курса валют и др.».
В другой памятке ведомство рассказывает о разделении ответственности между турагентом и туроператором. По словам юристов, разъяснения стандартные. За возврат отвечает туроператор, но в ряде случаев и турагент. При этом Роспотребнадзор указывает, что у поставщиков есть возможность удержания фактических расходов в случае отказа туриста от договора.
Источники: Profi.Travel и TourDom
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ КОМПАНИИ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://ukab.ru/uslugi
Задать любой вопрос или оформить заказ можно по электронной почте info@ukab.ru
Оставьте заявку на услугу и мы обязательно свяжемся с Вами!
Мы в социальных сетях |
|