Рейс задержан из-за атаки беспилотников. Что делать турагенту?
« НазадВопрос ответственности туроператора за задержки рейсов в таких ситуациях остается дискуссионным. С одной стороны, согласно п. 76 ФАП и ст. 120 ВК РФ, при обстоятельствах непреодолимой силы перевозчик освобождается от ответственности и компенсаций. Но означает ли это автоматическое освобождение туроператора от ответственности — вопрос спорный и не имеющий однозначного решения в законе и судебной практике.
В любом случае, при массовых задержках рейсов из-за форс-мажоров, турагентам неизбежно приходится отвечать на претензии туристов «на передовой». Поэтому так важно иметь отработанный алгоритм действий в таких ситуациях:
1️⃣Проконтролировать проставление отметок о задержке на билетах — для фиксации ее начала.
2️⃣Информировать туристов об их правах по п.99 ФАП (напитки, питание, связь, отель и трансфер при ночной задержке) и помочь их реализовать.
3️⃣Посоветовать туристам сохранять документы о вынужденных расходах из-за задержки — для обоснования возможных претензий к авиакомпании.
4️⃣Если авиакомпания не выполняет обязательства — подготовить претензию, при необходимости — исковое заявление.
Кроме того, у турагента должен быть правильно составленный договор с туристом, четко прописывающий ответственность сторон. Наш типовой договор, разработанный юристами в сфере туризма:
✅ относит форс-мажоры и действия третьих лиц к обстоятельствам, исключающим ответственность турфирмы (разд. 6-7 договора);
✅ предусматривает возможность возмещения туристом расходов турфирмы, вызванных форс-мажором (п. 5.7, 6.27 договора);
✅ по согласию туриста дает возможность оперативно с ним взаимодействовать при форс-мажоре (раздел о персональных данных).
Такой договор не решит всех проблем, но поможет минимизировать финансовые и репутационные риски турагента. Рекомендуем ознакомиться с ним по ссылке и внедрить его в свою практику.
А если вам нужна экспертная юридическая помощь в спорных ситуациях с туристами — обращайтесь, будем рады помочь!