11

Обязательный реестр турагентов

« Назад

30.11.2020 12:56

В 2021 году будет много изменений. Но, конечно, самые главные это изменения в Закон об основах туристской деятельности. Давайте их обсудим.

Для удобства мы сделали 2 формата: видео и текст. Смотрите, читайте и не забывайте оставлять свои комментарии под видео.

  1. Что за поправки и о чем речь?

На портале Государственной думы размещены поправки в Закон об основах туристской деятельности.

Поправки могут существенно изменить отношения турагентов туристов и туроператоров.

  1. Когда может вступить в силу?

В январе 2021 года. Вступят ли поправки в силу или нет -  пока непонятно, так как нужен большой массив подзаконных актов. Вполне возможно, что датой станет 01 июля 2021 года.

  1. О чем поправки?

2 темы:

  1. Реестр турагентов
  2. Субагентская деятельность – и отражение ее в реестре турагентов.

  1. Будет ли реестр обязательным для турагентов?

Реестр будет обязательным. Работать в статусе турагента без включения в реестр турагентов будет невозможно. Будет предусмотрен серьезный штраф.

  1. Будет ли реестр платным?

Хорошие новости. Реестр, по всей видимости будет бесплатным.

  1. Что будет в реестре?

  • Сведения о турагенте (ОГРН, место нахождения), Ф.И.О. руководителя
  • Дата и номер договора агента с каждым туроператором или с датой и номер договора с центром бронирования, если агент работает как субагент.
  • Срок действия такого договора и дата заключения.
  • Право агента на заключение субагентских договоров.

  1. Кто будет вести реестр?

Реестр будет вести Федеральное агентство по туризму - Ростуризм.

  1. Кто будет вносить сведения об агентах?

Сведения об агентах будет вносить в реестр туроператор в течение 3 рабочих дней с момента заключения с агентом договора.

  1. Кто будет вносить в реестр сведения о субагентах.

Сведения о субагентах будет вносить агент в течение 3 рабочих дней с момента заключения с субагентом договора, а подтверждать эти сведения будет туроператор.

  1. Как изменится жизнь, когда закон вступит в силу?

Давайте пофантазируем:

  • В шапке договора турагента появится указание на реестр турагентов.
  • У турагента появится новая забота – отслеживать свое наличие в реестре. Проверять действительность и срок действия договоров с туроператором.
  • У туроператоров появится новый сотрудник, который будет вносить сведения об агентах в реестр и исключать их. Вероятно, этот процесс со временем будет автоматизирован. В любом случае потребуются определенные временные и финансовые расходы со стороны туроператоров.
  • Появятся первые штрафы за работу без реестра. Размер штрафа по проекту закона за не внесение - 10 000 – 30 000 для ИП и от 50 000 до 100 000 для юрлиц, а за деятельность без реестра – 3-5 000 для ИП и 20 000 – 30 000 для юрлиц.
  • Операторам будет польза – договор если он есть защищает в основном их. Возможно сократиться количество бронирований без договора с оператором.
  • Судебные риски туроператоров. Недобросовестный агент набронирует туров, исчезнет, а потребители подадут в суд на туроператора со ссылкой на то, что агент был обозначен в реестре как агент оператора – вот пусть и отвечает. Это возрастающие риски и это может привести к ответным мерам туроператоров. С другой стороны в моменте операторы озабочены сейчас продажами вряд ли стоит ожидать введения депозитов или чего то подобного.
  • Судебные риски турагентов. Сейчас их предсказать сложно. Но, возможно, туроператоры и потребители-экстремисты будут использовать тот факт, что договор «просрочен на один день» и турагент не мог бронировать туры. Хотя повторю, возможно все будет автоматизировано (с электронной путевкой или без нее) и турагент просто не сможет забронировать тур без договора.

  1. Какие проблемы в тексте закона?

1. Агент попадает в зависимость от туроператора – нет договоров с оператором – нет в реестре значит ты не турагент.

Вылетел центр бронирования из реестра – и снова ты тут же не турагент.

Как решить? Проверять актуальность данных в реестре. Все-таки достаточно сложно представить агента без договора хотя бы с одним туроператором.

2. Как вести деятельность без туроператора? Например, продавать билеты и отели. Какой статус у сервисов бронирования билетов и отелей? Непонятно. Как будут защищены самотуристы тоже непонятно.

Как решить? Казалось бы, нужно призвать государство регулировать такую деятельность. Однако мы бы предложили подождать, посмотреть на практику применения. Не факт, что государство отрегулирует эту деятельность так, как понравится агентам.

3. Исключение из реестра таит много опасностей.

  • Агент исключается моментально, без права дать пояснения или что-то исправить. Никто не застрахован от ошибки. 

Как решить? На самом деле оснований всего 2: прекращение деятельности агента или прекращение всех договоров с ТО.  Потому вылететь достаточно сложно.

  • Уведомление об исключении в письменной форме почтой с уведомлением ИЛИ в личном кабинете. Агент может узнать об исключении запоздало.

Как решить? Нужно сделать И в личном кабинете.

    1. Закон никак не решает проблему недобросовестных агентов. А ведь это главная декларируемая цель закона.

Напротив, закон открывает возможности таким агентам.

а) Обращаем внимание туроператоров:

исключение сведений о турагенте из реестра турагентов либо прекращение полномочий турагента по продвижению и реализации туристского продукта не освобождает туроператора от обязанности обеспечить оказание туристам входящих в туристский продукт услуг в соответствии с заключенными между турагентом и туристами договорами о реализации туристского продукта.

Как быть? Как минимум, стоит добавить в закон фразу «заключенных ДО исключения агента из реестра».

б) Нет «волчьего билета» и санкций для руководителей агентов, которые вылетели из реестра за мошеннические действия.

Нет права Ростуризма исключать недобросовестных турагентов. Вряд ли операторы спокойно согласятся стать мальчиками для битья. Возможны препоны. С другой стороны, время для препонов сейчас не то. Мы видим, что операторы не вводят депозиты. А наоборот ставят повышенные комиссии.

  1. В заключение скажем что основные из положений закона вряд ли вступят в силу ранее середины 2021 года.
  2. Более реальный срок, который называют эксперты – начало 2022 года.

Потому вносим свои предложения по закону. А пока работаем в рамках того закона, что есть.


Задать любой вопрос можно по электронной почте info@ukab.ru

Или оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами! 

oformit


МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 

0001   Без имени 0003  4-49256_youtube-png-clipart-png-image-youtube-png-clipart-png-image  1222 495521