Можно ли использовать значки и ссылки Instagram и Facebook?
« НазадОдин из самых частых вопросов "в народе" - можно ли использовать значки и ссылки на программные продукты Facebook и Instagram запрещенной в России экстремистской организации М е т а?
Image by Freepik
Считаем, что логотипы Instagram и Facebook можно использовать в заявленных целях, а логотип самой компании Мета необходимо удалить из маркетинговых материалов.
Обоснование:
Статья 20.3 КоАП РФ связывает наступление ответственности с демонстрированием символики экстремистских организаций. В пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве символики экстремистских организаций имеется в виду та символика, описание которой содержится в учредительных документах компании. В решении суда установлено, что Instagram и Facebook являются программными продуктами Меты, а их обозначения в реестре ВОИС значатся в качестве товарных знаков (https://branddb.wipo.int/branddb/en/#) и индивидуализируют программные продукты, а не саму компанию.
Суд указал, что его запрет не касается использования программных продуктов иными лицами, если они не участвуют в запрещённой деятельности. В качестве такой деятельности суд указал размещение, распространение и непринятие мер по блокировке материалов, содержащих призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан Российской Федерации и изменения основ конституционного строя. В маркетинге значки соцсетей обычно используются для ссылок на профили организации для ознакомления с её продуктами и осуществления связи. Так как судом не запрещено использование рассматриваемых программных продуктов, считаем, что и такой способ использования не противоречит закону, если воздерживаться от осуществления запрещённых способов использования. Из примечания к статье 20.3 КоАП РФ следует, что при решении вопроса о привлечении к ответственности за демонстрирование символики экстремистских организаций необходимо учитывать контекст использования такой символики. Прямо установлено, что статья не распространяется на те случаи, когда при использовании символики формируется негативное отношение к идеологии экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания экстремистской идеологии. В судебной практике положение примечания нашло отражение в таком виде: «Не влекут административной ответственности действия, выразившиеся в демонстрировании вышеуказанной символики, ее обороте, только в том случае если они совершены в целях, не связанных с ее пропагандой, включая в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события» (Решение Московского городского суда от 20.05.2020 по делу N 7-4951/2020). Но обратите внимание на то, что в приведённом деле поводом для привлечения к ответственности стало объявление о продажи каски, являющейся нацистской атрибутикой и содержащей на себе нацистскую символику. При ведении маркетинговой кампании необходимо понимать, что коммерческий контекст использования значков Instagram и Facebook может быть не принят во внимание, так как приоритет в таком вопросе отдаётся такому демонстрированию, которое носит исследовательский характер и (или) при котором формируется негативное отношение к запрещённой идеологии. |
НО! Есть и альтернативные мнение о том, что лучше вообще воздержаться от использования значков и названий вышеупомянутых продуктов! Ознакомиться со всей памяткой и решить, что Вам лично ближе - использовать или нет, Вы можете прочитав памятку, составленную нашими юристами (рекомендуем скачать и распечатать, ознакомить сотрудников):
Можно ли использовать логотипы Instagram Facebook в рекламе (нажмите на ссылку, чтобы прочитать/скачать)
Вывод:
Считаем, что использовать логотипы Instagram и Facebook можно в своих маркетинговых кампаниях, целью которых является установление связи с клиентами через данные соцсети и презентация своей деятельности.
При этом необходимо учитывать, что в условиях сложной политической обстановки невозможно гарантировать отсутствие дальнейших действий по расширению запретов в отношении рассматриваемых продуктов.
Рекомендуем осторожно подходить к их использованию и применять их логотипы там, где последующая необходимость их удаления не повлечёт значительных затрат.
Важно:
Стоит воздержаться от проведения каких-либо платных рекламных кампаний непосредственно в Instagram и Facebook, поскольку велик риск привлечения к уголовной ответственности за финансирование экстремистской организации на основании статьи 282.3 Уголовного кодекса РФ.
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ КОМПАНИИ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://ukab.ru/uslugi
Задать любой вопрос или оформить заказ можно по электронной почте info@ukab.ru
Оставьте заявку на услугу и мы обязательно свяжемся с Вами!
Мы в социальных сетях |
|