МОЛНИЯ! Италия под запретом!
« НазадКИТАЙ, ИТАЛИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ, ИРАН... ПОД ЗАПРЕТОМ!
ПУБЛИКУЕМ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ РОСТУРИЗМА
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проинформировала Ростуризм о наличии угрозы безопасности жизни и здоровья туристов в Итальянской Республике, Республике Корея и Исламской Республике Иран, связанной с участившимися случаями заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в указанных странах.
В этой связи, Федеральное агентство по туризму рекомендует:
1. Российским туристам, находящимся в Итальянской Республике, Республике Корея и Исламской Республике Иран:
- следовать рекомендациям Роспотребнадзора по соблюдению мер предосторожности в целях недопущения заражения новым коронавирусом;
- принимать все необходимые меры, направленные на обеспечение личной безопасности;
- не покидать территорий гостиничных комплексов и иных мест временного пребывания (размещения), за исключением случаев организованного туроператором трансфера до аэропорта вылета (места выезда).
2. Российским туроператорам, турагентам:
- приостановить формирование и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Итальянскую Республику, Республику Корея и Исламскую Республику Иран временно, до нормализации эпидемиологической обстановки в данных странах;
- в обязательном порядке информировать российских туристов, заключивших и/или планирующих заключить договоры о реализации туристских продуктов в Итальянскую Республику, Республику Корея и Исламскую Республику Иран о текущей эпидемиологической обстановке в данных странах, порядке изменения (замена направления (места отдыха), переноса сроков совершения путешествия и т.д.) или расторжения договора в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 132-ФЗ).
3. Органам государственной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации:
- в оперативном порядке довести данную информацию до сведения туристов, туроператоров и турагентов.
Ростуризм напоминает туроператорам и турагентам, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и другое) (ст. 10, 14 Закона № 132-ФЗ, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг (ст. 14 Закона № 132-ФЗ).
Граждане (самостоятельные туристы), приобретавшие отдельные туристские услуги (перевозка, размещение, экскурсии и т.д.) в Итальянскую Республику, Республику Корея и Исламскую Республику Иран вправе обращаться по месту приобретения таких услуг для возврата денежных средств в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Ростуризм продолжает следить за сложившейся ситуацией, находится в постоянном контакте с Роспотребнадзором, и при поступлении дополнительной информации от данного ведомства оперативно доведет ее до туроператоров, турагентов и туристов.
ТАКОЕ ВОТ ПИСЬМО! А ЧТО СКАЖУТ НАШИ ЮРИСТЫ?!
Что следует иметь в виду турагентам?
1. Помнить, что по закону вопросы возврата денежных средств при отмене поездки — это сфера ответственности туроператора.
Согласно ст. 9, 10, 10.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», ответственность по договору о реализации туристского продукта несет туроператор.
Соответственно вопросы по возврату должны быть адресованы туроператору. Данная позиция поддерживается и судебной практикой.
В связи с этим турагент может рекомендовать туристам изначально указывать в шапке заявления туроператора (а не турагента) и затем пересылать туроператору заявление с сопроводительным письмом. Ответы туроператоров туристам «обращайтесь в агентство» — незаконны.
2. Своевременно направлять туроператору запросы туристов на аннуляцию, претензии, заявления и иные документы.
Сразу после поступления от туристов заявлений об аннуляций или требований от возврата денег, эти документы следует направлять туроператору.
Рекомендуем проверять претензионный порядок в договоре с туроператором.
Например, иногда требуется приложить копию договора с туристом или иные документы.
Вместе с документами, полученными от туриста, туроператору можно направлять сопроводительное письмо с просьбой рассмотреть и при наличии оснований — удовлетворить требования туриста.
3. Своевременно отправлять туристам ответы туроператора
Ответы туроператора стоит незамедлительно направлять туристам для принятия ими соответствующих решений.
К ответам турагент может прилагать свое сопроводительное письмо с указанием на проделанную работу по урегулированию претензии и на ответ туроператора, а также просьбу письменно сообщить о принятом решении.
4. Направлять туристам промежуточные ответы от себя, быть в контакте с туристами.
Что делать, если ответ от туроператора задерживается?
Направить туристам предварительный ответ, где указать, что заявление туриста было передано туроператору (исполнителю по договору, ответственному в том числе и за возврат денежных средств), а также сообщить, что ответ ожидается в самое ближайшее время.
Дополнительно нужно общаться с туристами по телефону, сообщать что работа с туроператором идет.
В ряде случаев предварительный ответ и звонок спасал от преждевременных обращений туристов в суд.
5. В случае суда — привлекать туроператора ответчиком
В случае, если суда избежать не удалось — необходимо грамотно защищаться в суде.
Обычно, аргументами агентов являются ссылки на ст. 9,10, 10.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», разъяснения Верховного суда об ответственности принципала и туроператора, а также ссылки на судебную практику различных инстанций об ответственности туроператора и об отсутствии ответственности агента.
В случае если турист подал в суд именно на агентство, а сумма на кону стоит большая, рекомендуем обратиться к юристам.
6. На будущее — проверить договорную дисциплину.
При неправильном оформлении договора вся сумма может быть взыскана с агента.
Напомним основные пункты:
1. Во-первых, договор должен быть. Всегда. Если есть возможность — заключайте его на бумаге. Если такой возможности нет — в электронной форме. Не нужно объяснять, что без договора турист может потребовать возврат именно от турагента, а не от туроператора, «о котором турист впервые слышит». И вообще «он только обсуждал поездку и внес предоплату», а договора никакого не было.
2. Договор должен соответствовать закону. В октябре 2019 года вышли новые требования Минэкономразвития их необходимо учесть. Если договор не соответствует закону, есть риск признания его незаключенным через суд. В этом случае турист вправе требовать всю сумму с агента. Сам турист до этого может не додуматься, а вот защитники прав потребителей — вполне.
3. В договоре должен быть указан туроператор. Не указан оператор — «крайним» может оказаться агентство.
Защищаться и говорить, что по закону отвечает туроператор — без указания этого самого туроператора в договоре — агенту будет, мягко говоря, сложнее. Важный момент! В договоре должно быть указано полное наименование туроператора, адрес места нахождения, полные данные о страховании ответственности туроператора и иные сведения. Просто указать бренд туроператора будет мало!
Даже в случае, если нет договора или не указан туроператор, суд выиграть можно — такие решения тоже есть, однако отстаивать свою правоту агенту будет гораздо сложнее и шансов на успех будет меньше.
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
* У вас есть еще вопросы? Закажите юридическую консультацию!
* Вы еще не наш абонент? Рассмотрите возможность абонентского юридического обслуживания Вашей компании!
* Еще не внедрили комплекты документов "Кадры к туризме", "Защита персональных данных" и"Уголок потребителя"? А они обязательны!
* Требуется ответ на претензию туриста или защита в суде? Мы поможем!
* Со списком наших услуг можно ознакомиться по ссылке.