+7 (499) 390-78-97

2I Love You So Promotional Flyer

Приоритетный способ связи:

     info@ukab.ru

Ковид помешал обкашлять вопросы

« Назад

28.04.2021 11:12

Локдаун ударил по инвестиционной активности в стране, в первую очередь — вследствие ограничений на перемещение участников переговорных процессов, а значит — и сложностей с коммуникацией. Деловой туризм, который считается одним из перспективных направлений развития Петербурга, существенно просел, и в масштабе России, по оценкам экспертов, начнет восстановление в лучшем случае в следующем году.

Теперь попасть в Россию из страны, с которой нет прямого авиасообщения, иностранный бизнесмен может только с разрешения ФСБ и вице-премьера РФ Татьяны Голиковой

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Пандемия негативно сказалась на всем пассажиропотоке, и деловой туризм не стал исключением. Повсеместный локдаун и различные ограничения, введенные правительствами стран, сформировали альтернативный формат коммуникации в бизнес-сфере. По некоторым оценкам, в 2020 году количество онлайн-мероприятий выросло в четыре раза. «Все возможные конференции перенесли в онлайн-среду, туда же перешли предприниматели,— говорит основатель компании «Купибилет» Сергей Пирожников.— По нашим данным, общий пассажиропоток по международным и внутренним направлениям снизился на 30–40% относительно допандемических значений». Аналогичные оценки приводит директор по развитию сети апарт-отелей YE’S Антон Агапов: «Количество деловых поездок сократилось на 30–35% по отношению к 2019 году. В марте 2020-го, в начале пандемии, бизнес-туризм был сведен практически к нулю. Динамика к изменению наметилась летом в связи с ослаблением ограничительных мер, и уже к началу 2021 года поток деловых поездок восстановился до 70% и продолжает расти».

В пик пандемии в апреле прошлого года в сфере бизнес-туризма произошло падение на 97% к тому же периоду 2019 года. К августу отрасль восстановилась на 25%, но, по прогнозам общественной организации «Деловая Россия», возвращение к прежнему уровню может растянуться на три-четыре года.

По данным эксперта по международному туризму Института мировой экономики и бизнеса РУДН Мохаммеда Селима, на долю делового туризма приходится около четверти мирового туристического потока. «Львиная доля в деловом туризме — это групповые и частные корпоративные поездки (73%), поездки для участия в конференциях и семинарах (16%), туры с целью посещения выставок (11%),— перечисляет он.— Сегодня доступны только частные корпоративные поездки, причем только для тех стран, которые не вводили или не имеют строгих карантинных мер». Благодаря Роспотребнадзору, который контролирует деловые поездки в России, их активность снизилась колоссально, продолжает эксперт. Для того чтобы иностранный бизнесмен, инвестор или их группа могли въехать в Россию из третьей страны, с которой нет прямого авиасообщения, при наличии деловой визы, они должны получить разрешение от ФСБ и письмо-поддержку от вице-премьера России Татьяны Голиковой. «Сейчас многие бизнесмены мира не могут приехать в Россию, включая страны — ключевые партнеры: США, Китай, страны ЕС, Саудовскую Аравию и другие»,— констатирует господин Селим.

Невыездные привычки

По данным ГК «Институт тренинга — АРБ Про», число переговоров о развитии и сотрудничестве с существующими и потенциальными контрагентами в инвестирующих компаниях в прошлом году сократилось на 25–40%, число поездок на такие переговоры высших руководителей — в 2,5–3 раза, в основном благодаря переносу переговоров в онлайн.

Генеральный директор FinHelp Павел Вешаев, опираясь на данные по расходам в управленческой отчетности, делает вывод, что затраты на деловые поездки, командировочные, представительские упали на 50–80%. «Командировки если и используются, то в случае крайней необходимости. Причем если раньше они были обязательны для переговоров с госорганами, то и те на удаленке начали пользоваться видеоконференцсвязью, сводя количество очных встреч к минимуму»,— замечает он. Управляющий директор агентства делового туризма Coati Travel Регина Рудакова приводит данные своей компании: «Доля деловых путешествий (командировок по России) в прошлом году сократилась на 68% по сравнению с 2019 годом. Доля туризма выездного (командировки за рубеж) — на 84,7%. Причем остальные 15,3% улетевших за рубеж командированных пришлись на первый квартал 2020 года, когда пандемия еще казалась не серьезной проблемой».

Генеральный директор компании «Байбородин и партнеры» (юристы для турбизнеса) Александр Байбородин рассказывает, что в крупных компаниях, таких как «Мегафон», «Билайн», МТС, «Ашан», количество командировок упало в разы или даже в десятки раз. «Некоторые руководители действуют по такой логике: попробуем месяц не ездить, а решать все удаленно. Что в итоге? Ничего не разрушилось, процессы не встали. Значит, можно и дальше экономить и не летать. Хотя бы временно»,— объясняет он.

По словам руководителя направления краткосрочной аренды сервиса «Авито Недвижимость» Артема Кромочкина, самыми популярными городами для поездок по итогам 2020 года и зимой 2021 были деловые центры страны — Москва и Санкт-Петербург. Но люди хотят жить более изолированно, с соблюдением мер безопасности. «Согласно нашему исследованию, все больше людей в командировках предпочитают пользоваться краткосрочной арендой недвижимости, а не услугами отелей и гостиниц, прежде всего потому, что не хотят лишний раз контактировать с персоналом на ресепшен и другими постояльцами»,— добавляет собеседник SR.

Деньги не идут на контакт

В период пандемии заметен и спад по привлечению инвестиций во всех отраслях, что частично связано с тотальным локдауном. Снижение объема вложений в первой половине 2020 года в России составило 60%. «В минувшем году произошел большой отток иностранного капитала с российского рынка. Во-первых, инвесторы в период кризиса стремились переводить свои средства в защищенные активы. Во-вторых, отмена Петербургского международного экономического форума и других профессиональных деловых форумов, на которых обычно заключаются новые сделки и подписываются контракты, привела к тому, что не были запущены новые инвестиционные проекты,— рассуждает Антон Агапов.— В прошлом году отодвигались и сроки реализации подписанных контрактов, соответственно, оценить объемы, в которых пандемия повиляла на инвестиционную сферу в целом, можно будет в конце 2021 — начале 2022 года».

Цены на участие в ПМЭФ, запланированном на июнь 2021 года, удивили величиной — по сравнению с позапрошлым, допандемийным годом они выросли почти в два раза: 840 тыс. рублей за стандартный билет и 960 тыс. — за премиальный. При этом на момент старта продаж до конца не было ясно, будет ли Владимир Путин принимать в форуме участие очно. Вход на ПМЭФ в 2019 году стоил 350 тыс. рублей, за возможность попасть на пленарное заседание с участием президента нужно было заплатить 410 тыс.

Впрочем, есть мнение, что форум — всего лишь «ярмарка», где крупные компании соревнуются в стоимости и пафосности своих стендов, нежели реальная площадка для инвестиционного роста. «Конечно, в рамках таких мероприятий как, например, ПМЭФ, компании находили партнеров и потенциальных инвесторов, но это не единоразовые переговоры. Договоренности на площадке всегда были продолжением уже существующего диалога или его началом, а "ивенты" — скорее площадкой для торжественного подписания контрактов, местом, где об этом событии можно было заявить масштабно и привлечь внимание как со стороны игроков рынка, так и со стороны прессы. Поэтому с приходом пандемии и введением ограничений на массовые мероприятия те компании, которые нуждались в получении средств, нашли новые каналы для коммуникации с инвесторами»,— уверен основатель и генеральный директор рекламного агентства «Траст Групп» Геннадий Ахмедов. С ним согласен руководитель стратегического консалтинга «АРБ Про» Демид Голиков: «В каком-то смысле, например, мост на остров Русский или платные дороги в Санкт-Петербурге — это результат развития правительственного и связанного с ним делового туризма. Но я уверен, что в будущем можно будет заключать соглашения на строительство мостов и дорог без традиционно масштабного бизнес-туризма, без расходования ресурсов на "экспофорумы"».

Так или иначе, для нормализации делового потока необходимо четко выработать единые для всех стран критерии, которые позволят людям перемещаться по миру. Это может быть безоговорочная необходимость вакцинирования, наличие антител к вирусу или иные условия. Важный момент — возвращение к нормальной системе международных перелетов, которое произойдет после открытия границ.

Пик ограничений в сфере делового туризма пройден, подчеркивает менеджер по работе с ключевыми клиентами «Мосивент» Полина Адамович, и сейчас наблюдается повышенная востребованность в этой сфере, сдерживаемая остающимися ограничениями: «В связи с началом массовой вакцинации мы ожидаем серьезный рост в сфере внутреннего делового туризма. По нашим данным, уровень востребованности отелей для деловых мероприятий на популярных туристических направлениях этой весной будет даже выше, чем в 2019 году». В Санкт-Петербурге это отчасти подтверждается: отели города на даты проведения ПМЭФ уже находятся в высокой степени бронирования.

Источник: издание "Коммерсантъ". Автор: Анастасия Цыбина.
 

Мы в социальных сетях

Facebook Instagram Vkontakte Odnoklassniki Telegram YouTube Custom


Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить