Кому положены досрочные возвраты за тур и как быть с комиссией агента
« НазадПостановление, устанавливающее правила переноса обязательств туроператоров, было опубликовано только в минувшую пятницу, а к понедельнику, 27 июля, вопросов по нему у рынка накопилось масса. Толкований текста может быть множество — пока не появились разъяснения государственных органов. В ожидании этого момента предлагаем вам ознакомиться с мнением коллектива компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры».
Все написанное ниже является авторским мнением коллектива компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры».
Мы допускаем иные толкования закона, а также появление разъяснений государственных органов, на которые нужно будет обратить внимание.
Вместе с тем, вопросы поступают уже сейчас и на них нужно давать ответы уже сейчас.
Мы постарались дать ответы хотя бы на часть наиболее острых вопросов.
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Напомним, что специальные условия возврата денежных средств предусмотрены для следующих категорий заказчиков:
-
достижение возраста 65 лет;
-
наличие у заказчика инвалидности, подтвержденной в установленном порядке;
-
временная нетрудоспособность заказчика сроком более 2 месяцев подряд;
-
регистрация заказчика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Далее по тексту для краткости будем именовать таких заказчиков – заказчики с ТЖС.
Согласно Постановлению:
По требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.
Если в трудной жизненной ситуации (далее по тексту ТЖС) находится не заказчик, а турист (не являющийся заказчиком), допустим внуки купили тур 67-летней бабушке – положен ли по такому договору «досрочный» возврат?
В настоящий момент существует две позиции.
1. Согласно первой позиции (которая вероятно будет использоваться частью туроператоров), согласно пункту 6 Постановления, речь идет только о заказчике и о возврате заказчику оплаченных заказчиком денежных средств.
По логике постановления, «льготные» сроки возврата направлены на поддержание социально уязвимых групп населения с ТЖС.
Потому, принципиально наличие ТЖС именно у заказчика (а не у туристов), ведь именно заказчик, а не туристы, оплатил тур.
По такой логике, в рассматриваемой ситуации (внуки купили тур бабушке), возврат внукам не положен, поскольку внуки не находятся в ТЖС.
Не положен возврат, по такой логике, и в случае, если инвалидность не у самого заказчика турпродукта, а у туристов, поскольку в этой ситуации заказчик не находится в ТЖС.
По этой же логике, если бабушка 67 лет приобрела тур внукам (работающим и без инвалидности), то «льготный» возврат по таким турам положен, поскольку бабушка – заказчик с ТЖС, хотя сама никуда не летит и не собиралась.
2. Позиция другой части юристов сводится к следующему.
Расширительное понятие «заказчика» содержится в пункте 1 Постановления, где, в частности, есть такая фраза: «…сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта (далее - заказчик) …».
Поэтому, по их мнению, основанием для «льготного» порядка возврата денежных средств является наличие обстоятельств ТЖС у любого из туристов, а не только у заказчика туристского продукта.
По нашим предварительным данным, позиция некоторых государственных органов и правоприменителей в настоящий момент больше склоняется именно к такому подходу.
До появления разъяснений госорганов или судебной практики на уровне высших судов, толковать закон разные участки рынка будут в своих интересах с учетом конкретной ситуации.
В заявке 1 турист с ТЖС, а вся заявка на 5 человек. Заказчик не имеет ТЖС. Возврат на «льготных основаниях» должен быть осуществлен в размере полной стоимости путевки или только за 1 туриста с ТЖС?
Большинство юристов считают, что возврат на льготных основаниях полагается только в сумме на одного туриста с ТЖС, оснований для применения «льгот» к остальной стоимости путевки не имеется.
По нашим предварительным данным, позиция ряда государственных органов и правоприменителей, в настоящий момент, больше склоняется именно к этой точке зрения. То есть, возвращать в «льготном» порядке нужно денежные средства только за конкретных туристов из заявки с ТЖС, а за остальных туристов – возврат на общих основаниях.
До появления официальных разъяснений госорганов или судебной практики на уровне высших судов, толковать закон разные участки рынка будут в своих интересах с учетом конкретной ситуации.
Инвалидность у заказчика должна быть какой-то определенной группы или любой?
В законе не уточняется инвалидность какой степени.
Потому, основанием для последствий, указанных в законе и признания наличия у заказчика ТЖС, будет наличие у заказчика любой группы инвалидности.
Из Постановления можно заключить, что «льготы» распространяются только на тех, у кого ТЖС «наступила в период действия Постановления», то есть инвалидность, возраст 65 лет или регистрация в качестве безработного должны наступить уже после принятия Постановления? Или возврат полагается всем заказчикам имеющим ТЖС, вне зависимости от того, когда наступили ТЖС?
Действительно, в Постановлении указано:
По требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия Постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.
По мнению ряда юристов, инвалидность не обязательно должна наступить в период действия Постановления. То есть важно само наличие инвалидности в момент предъявления требования. Тоже самое и с возрастом 65 лет.
А вот статус безработного или нетрудоспособного должен появиться уже в период действия Постановления, то есть после 24 июля 2020 года. В противном случае применяется общий порядок возврата, «льготные» сроки не применяются.
По нашим предварительным данным, позиция ряда государственных органов и правоприменителей в настоящий момент больше склоняется именно к такой точке зрения.
До появления разъяснений госорганов или судебной практики на уровне высших судов, толковать закон разные участки рынка будут в своих интересах с учетом конкретной ситуации.
СРОКИ ВОЗВРАТА. ПРОЦЕНТЫ.
С какого момента исчисляется 90-дневный срок возврата «льготным» категориям туристов?
Текст Постановления:
По требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.
Здесь опять же существует две позиции, которые можно использовать под конкретные задачи.
1. Если нужно затянуть возврат, позиция может быть следующей.
Постановление вступило в силу с даты публикации 24 июля 2020 года.
Значит 90-дневный срок исчисляется с 24 июля 2020 года.
Закон не может ухудшать положение турфирм, которые, действуя добросовестно, не знали и не могли знать о выходе Постановления а потому, к примеру не должны платить штрафы или неустойку за просрочку.
2. Если возврат нужно ускорить.
Постановление вступило в силу, в постановлении прописан срок – 90 дней с даты предъявления требования.
Значит, если 90-дневный срок на момент выхода постановления уже истек, денежные средства нужно вернуть незамедлительно.
С какого числа начисляются предусмотренные Постановлением проценты на возврат денежных средств?
Здесь опять же позиции юристов могут быть разными – их можно использовать под конкретные задачи.
1. Позиция для увеличения суммы возврата.
Проценты начисляются с даты предъявления первоначального требования о возврате денежных средств, ровно так, как это указано в Постановлении.
2. Позиция для снижения суммы возврата.
Проценты начисляются не ранее, чем с 24 июля 2020 года (дата публикации Постановления), поскольку закон не может ухудшать положение турфирм, которые, действуя добросовестно, не знали и не могли знать о выходе Постановления.
До появления разъяснений госорганов или судебной практики на уровне высших судов, толковать закон разные участки рынка будут в своих интересах с учетом конкретной ситуации.
ФИНГАРАНТИИ
Может ли туроператор переносить обязательства на 2021 год, если фингарантия у туроператора только на 2020 год.
По закону туроператор вправе переносить исполнение обязательств на срок действующей фингарантии.
Если у туроператора финобеспечение не до конца 2021 года, а до конца 2020 года, то и согласовываться может тур с датами, выпадающими на 2020 год.
Однако никакой ответственности за перенос обязательств на срок за пределами фингарантии в законе мы в настоящий момент не увидели.
Потому, можно предположить, что операторы будут согласовывать перенос туров и на 2021 год, обещая получить фингарантию на даты тура в будущем.
ФАКТИЧЕСКИ ПОНЕСЕННЫЕ РАСХОДЫ
Имеет ли право туроператор на удержание фактически понесенных расходов по странам, которые не вошли в список стран с угрозой безопасности, официально признанной в порядке ст. 14 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ»?
По мнению ряда юристов, туроператор осуществляет возврат денежных средств за вычетом суммы фактически понесенных расходов.
Аргументы для удержания расходов могут быть следующими.
Возврат «уплаченных по договору сумм» производится заказчику не в полном объеме (заметим, фразы «в полном объеме» в законе нет), а за вычетом предусмотренных законом удержаний.
По нашим предварительным данным, часть правоприменителей придерживается данной позиции.
Вместе с тем, юристы, которые защищают потребителей, могут толковать закон по-иному.
В Постановлении указано что заказчик имеет право на получение «уплаченных им за туристский продукт денежных сумм».
Никаких исключений по договору не предусмотрено.
Потому возврату подлежит вся сумма, даже в том случае если ранее был выдан ваучер.
До появления разъяснений госорганов или судебной практики на уровне высших судов, толковать закон разные участки рынка будут в своих интересах с учетом конкретной ситуации.
АВИАКОМПАНИЯ ИЛИ КРУИЗНАЯ КОМПАНИЯ ВЫДАЛИ ВАУЧЕР.
Тур стоил 100 000р. Из них билет стоил 50 000р. Авиакомпания выдала туристам ваучер на 50 000р. Какую сумму должен возвращать туристу туроператор?
По мнению большинства юристов, туроператор осуществляет возврат денежных средств за вычетом суммы ваучера.
Возврат в иной сумме приведет к возникновению у туриста неосновательного обогащения в размере стоимости ваучера от авиакомпании.
По нашим предварительным данным, позиция различных государственных органов и правоприменителей в настоящий момент больше склоняется к праву турфирм осуществлять возврат за вычетом стоимости ваучеров, выданных поставщиками.
Вместе с тем, юристы, которые защищают потребителей, могут толковать закон по-иному.
В Постановлении указано что заказчик имеет право на получение «уплаченных им за туристский продукт денежных сумм».
Никаких исключений по договору не предусмотрено.
Потому возврату подлежит вся сумма, даже в том случае если ранее был выдан ваучер.
До появления разъяснений госорганов или судебной практики на уровне высших судов, толковать закон разные участки рынка будут в своих интересах с учетом конкретной ситуации.
КОМИССИЯ АГЕНТА.
Подлежит ли возврату комиссия агента в случае, если состоялся или был оформлен равнозначный тур?
Если тур состоится, то комиссия агента возврату туристам не подлежит, в данный момент большинство юристов не видит правовых оснований для возврата комиссии в этом случае.
Подлежит ли возврату комиссия агента в случае, если не был оформлен равнозначный тур?
Если тур не состоится, порядок возврата комиссии определяется договором туроператора с турагентом и действующим законодательством.
Здесь также могут быть несколько позиций.
Юристы, представляющие интересы турагентов, могут строить позицию для удержания комиссии следующим образом, используя один или несколько перечисленных ниже аргументов. При этом следует принимать во внимание возможные судебные риски и иски потребителей, не согласных с данной трактовкой закона (возможный риск потери до 3-кратной суммы комиссии, а в худшем случае – расходов на юриста потребителя), а также риски штрафов проверяющих органов (до 20 000 – 30 000р.) Отметим что при крупных суммах комиссии (в том числе по нескольким договорам), по мнению ряда юристов, возможные риски существенно ниже чем суммы возврата комиссии.
Аргументы для удержания комиссии могут быть следующими.
Возврат «уплаченных по договору сумм» производится заказчику не в полном объеме (заметим, фразы «в полном объеме» в законе нет), а за вычетом предусмотренных законом удержаний.
Поручение туроператора на момент отказа заказчика от исполнения договора исполнено, а потому комиссионное вознаграждение возврату не подлежит.
Услуги агента по бронированию и оплате туристского продукта на момент оказаны и подлежат оплате.
Комиссионное вознаграждение является фактически понесенными расходами туроператора, а потому возврату не подлежит.
Кроме того, согласно решениям некоторых судов, ответственность за возврат оплаченной по договору суммы несет туроператор, а не турагент, в связи с чем требования о возврате могут быть адресованы туроператору.
Рекомендуем строить позицию в каждом отдельном случае по каждому отдельному договору, учитывая личность туриста, угрозу возможного суда, отношения с туроператором и консультируясь с профессиональными юристами.
Юристы, которые защищают потребителей, могут толковать закон следующим образом.
В Постановлении указано что заказчик имеет право на получение «уплаченных им за туристский продукт денежных сумм».
Никаких исключений по договору не предусмотрено.
Потому возврату подлежит вся сумма, в том числе сумма комиссии.
Можно предположить, что определенная часть государственных органов поддержит именно эту позицию. Официальной информации в настоящий момент, разумеется, нет.
В этой связи, представляется, что в целях минимизации рисков, главная задача агента – сделать так чтобы турист полетел.
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
* У вас есть еще вопросы? Закажите юридическую консультацию!
* Вы еще не наш абонент? Рассмотрите возможность абонентского юридического обслуживания Вашей компании!
* Еще не внедрили комплекты документов "Кадры к туризме", "Защита персональных данных" и"Уголок потребителя"? А они обязательны!
* Требуется ответ на претензию туриста или защита в суде? Мы поможем!
* Со списком наших услуг можно ознакомиться по ссылке.