Комментарий по ситуации с ВИМ-авиа
« НазадТекст статьи взят с http://profi.travel/news/28489/details
Отмена рейсов «ВИМ-Авиа»: грозят ли ТА и ТО суды с туристами?
Уже вторую неделю авиаперевозчик не может наладить свою полетную программу, что создает туроператорам и агентам серьезные проблемы. Одни экстренно ищут борта, на которые можно пересадить клиентов, другие — принимают гневные звонки туристов. И если рекомендаций для потребителей уже немало, то на что могут опереться туристические компании, чтобы не расплачиваться за эту ситуацию, возникшую по вине авиаперевозчика? Объясняет юрист Александр Байбородин.
Напомним, массовая отмена рейсов «ВИМ-Авиа» продолжается с 29 июня и связана с поздним прибытием самолетов с технического обслуживания. К решению появившейся на старте летнего сезона проблемы подключились туроператоры, начав экстренно пересаживать клиентов на крылья других перевозчиков: «Газпром Авиа», «Саратовских авиалиний», Red Wings, «Ямал», NordStar, RoyalFlight, Azur Air. В некоторых случаях туристам предлагают перебронировать тур на другое направление или на более поздние даты.
Представители турбизнеса выражают сомнения, что перевозчик сможет до конца выполнить обязательства перед туристами, которые уже перевезены бортами авиакомпании в места отдыха. Вывоз этих людей, скорее всего, также станет головной болью туроператоров.
Пока ТО удается отправлять туристов на курорты, однако, как отмечают в АТОР, «свободных самолетов у других авиакомпаний становится все меньше — турпоток на старте летнего сезона растет каждый день».
Туроператоры сейчас несут финансовые потери и прилагают огромные усилия, решая проблему с задержкой вылетов, а турагенты стараются быть постоянно на связи и успокоить клиентов, но не все туристы спешат «понять и простить» туристические компании. Несколько юридических рекомендаций о том, как выстроить линию защиты для туроператоров и турагентов дал юрист Александр Байбородин. Забегая вперед: вала судебных разбирательств и миллионных убытков, способных подкосить туроператоров, он не прогнозирует.
Александр Байбородин, руководитель юридической компании А. Байбородина:
Турагентствам
С точки зрения закона, турагенты не должны понести серьезных потерь в связи с отменой полетов: ТА не несут ответственность за качество туристского продукта и за оказание услуг, входящих в турпакет.
Данное обстоятельство следует из ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»:
Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.
Перевозка — одна из составляющих турпакета, и раз за обеспечение оказания всех услуг отвечает туроператор, следовательно, турагент не несет ответственности за выполнение перевозки по договору.
Чтобы снизить риски, рекомендую турагентам доводить до сведения туристов всю информацию, поступающую от туроператора. В договорах многих ТО предусмотрена обязанность агентов отслеживать все изменения и новости на сайте оператора, и оперативно доносить информацию до клиентов.
Туроператорам
Несмотря на то, что с 2007 года ответственность туроператоров перед туристами существенно увеличилась, и компании начали отвечать за все «промахи» своих партнеров, у ТО осталась лазейка для ухода от ответственности.
Согласно ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
И, по мнению ряда юристов, в случае с задержкой или отменой рейса на сторону оператора может встать Воздушный кодекс (т.е. «правовой акт Российской Федерации»), которым установлена ответственность перевозчика перед пассажиром. Соответственно, туроператор за действия перевозчика всё-таки не отвечает.
Также, в 100% случаев в договоре туроператора с турагентом присутствует пункт об отсутствии ответственности компании за действия перевозчика. А условия договора — вне зависимости от их последующей оценки судом — играют немаловажную роль в урегулировании конфликтов, ведь до суда доходит крайне мало дел. В среднем, на 100% подобных ситуаций, приходится порядка 1-4% претензий, и лишь немногие из них рассматриваются в суде.
При этом, в судопроизводстве есть интересная практика. Верховный Суд РФ в 2012 году указал на ответственность туроператоров за чартерного перевозчика. И даже несмотря на это мировые, районные и суды субъектов РФ в наши дни нередко становятся на сторону операторов, отказывая пассажирам в удовлетворении исков, связанных с задержками или отменой рейсов.
Подводя итог, я не прогнозирую какого-то небывалого вала судебных дел или миллионных убытков для туроператоров, а тем более — для агентов.