7 вопросов турфирм по запрету полетов в Китай.
« НазадОт туристов стали поступать первые аннуляции.
Согласно тексту заявления на сайте Ростуризма, российским туроператорам, турагентам рекомендуется приостановить реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Китайскую Народную Республику до нормализации эпидемиологической обстановки в стране.
Согласно совокупности информации, размещенной на сайте Ростуризма, в Китае существует угроза безопасности российским туристам. Об этом, в частности, свидетельствует ссылка на ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» в сообщениях на сайте ведомства.
Можно предположить, что в теории, при неблагоприятном стечении обстоятельств (например, в случае заболевания туристов, отправленных в Китай вопреки рекомендациям) реализация туров в Китай может быть расценена как реализация услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В этом случае к руководству турфирмы возможно применение мер ответственности вплоть до уголовной.
Должен ли турагент возвращать туристу 100% оплаты по договору при аннуляции тура туристом?
Пределы ответственности турагента разъяснены в пункте 58 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», который гласит: размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения.
Таким образом, при аннуляции тура турагент несет ответственность только в пределах своей комиссии.
В любом случае, всю полученную от туриста сумму турагент возвращать «из своих» не обязан (и не может).
Вопросы возврата денег за поездку или вопросы переноса денег на другие туры — это компетенция туроператора, а не турагента.
Должен ли туроператор возвращать туристу 100% оплаты по договору при аннуляции тура туристом?
Согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» в случае признания наличия угрозы безопасности в Китае, турист получает право потребовать в судебном порядке возврата оплаченной по договору суммы.
Обратите внимание, в законе отсутствует безусловная обязанность туроператора по возврату туристу всех денежных средств в досудебном порядке.
Таким образом — если исходить из буквального толкования закона, обязанности по возврату 100% денежных средств без суда у туроператора нет.
Ключевой нюанс состоит здесь вот какой. В настоящее время суды и Ростуризм «забывают» о том, что статьей 14 предусмотрено именно судебное расторжение договора.
Спорной (на мой взгляд) позиции о «безусловном праве туриста требовать 100% возврат во внесудебном порядке» придерживается даже Верховный суд.
В случае категорического требования туриста вернуть стоимость поездки в Китай и отказе в удовлетворении такого требования, возможно применение в отношении турфирмы штрафов и неустоек за неудовлетворение «законных» (по мнению Ростуризма и судов) требований потребителя.
Но есть и хорошие новости.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не только турист, но и турфирма вправе потребовать изменения условий договора — например, изменить страну пребывания или сроки совершения поездки.
Следовательно, в случае возникновения в стране пребывания угрозы жизни или безопасности туристов туроператор или турагент имеют полное право предложить туристу:
- изменить сроки совершения путешествия,
- изменить страну временного пребывания,
- предложить иные альтернативные изменения в договор
Таким образом, турфирма также, как и турист, имеет право потребовать изменений в договор.
Как действовать турагенту при отказе туриста от путешествия в Китай?
В случае, если турист категорически отказывается от изменения договора, запросы туриста на возврат денежных средств за несостоявшуюся поездку после запрета полетов в Китай следует направлять туроператору вместе с сопроводительным письмом.
Аннуляции туров рекомендуется производить только после получения заявления от туриста.
При этом «заявления туриста о расторжении договора» или «претензии туриста с требованием возврата денежных средств и расторжении договора» являются основанием для аннулирования тура у туроператора, поскольку содержат волеизъявление туриста на отказ от совершения путешествия.
В какой срок нужно ответить на заявление туриста о возврате денег?
Срок удовлетворения претензий туриста — 10 календарных дней. Именно из такого срока исходят суды при определении своевременности возврата.
Что делать если 10 дней прошло, а ответа от туроператора нет?
В случае задержки ответа от туроператора, турагенту следует направлять туристам предварительный ответ, в котором указать на статус турагента (работу по поручению и за счет туроператора), а также на тот факт, что вопросы возврата денежных средств находятся в компетенции туроператора (турагент не обязан осуществлять возврат за счет собственных средств). Рекомендовать туристам дождаться официального ответа туроператора.
Правомерны ли требования туристов об оплате услуг юриста, а также компенсации морального вреда за срыв отдыха?
Турагент и туроператор не несут ответственности за решения государственных органов.
Наличие угрозы в Китае — не вина турагента или туроператора.
Угроза никак не связана с действиями (бездействием) турагента или туроператора.
Согласно ст. 15 ГК РФ и ст. 15 Закона о защите прав потребителей, компенсация морального вреда и возмещение убытков производится лишь при нарушении прав потребителей.
В данном случае требования туриста не связаны с нарушением его прав.
В связи с этим, оснований для компенсации дополнительных расходов туриста, и компенсации морального вреда — не имеется.
Источник: https://profi.travel
Источник: Ростуризм
_______________________
* У вас есть еще вопросы? Закажите юридическую консультацию!
* Вы еще не наш абонент? Рассмотрите возможность абонентского юридического обслуживания Вашей компании!
* Еще не внедрили комплекты документов "Кадры к туризме", "Защита персональных данных" и"Уголок потребителя"? А они обязательны!
* Требуется ответ на претензию туриста или защита в суде? Мы поможем!
* Со списком наших услуг можно ознакомиться по ссылке.