Copy of обложка youtube (22)

Как умирали мастодонты туризма?

« Назад

28.10.2022 11:20

Международный туризм в России стал зарождаться после распада Советского Союза, а активная фаза пришлась на 2000е годы. Стали появляться компании, которые предлагали все больше и больше зарубежных направлений, уникальные туристические маршруты, высокий сервис и качество отдыха. Росли объёмы продаж, инвестиции, оборот средств и количество туристов. Матёрые турагенты наверняка помнят такие компании как "Ланта-Тур Вояж", "Натали турс", "Капитал тур", "Лабиринт" и "Южный крест". Как так получилось, что теперь от них остались лишь воспоминания да сертификаты, висящие на стенах офисов? Вспомним самых ярких туроператоров, которые не дожили до наших дней.

scale_2400
Capital Tour, родоначальник банкротств в туризме.

 

ЛАНТА-ТУР ВОЯЖ

10 лет назад, в 2012 году, банкротство "Ланта-тур вояж" стало шоком для отрасли. Известный и любимый многими бренд, работавший бесперебойно 20 лет, стал жертвой финансовых интриг и мошеннических махинаций. Скандал приобрёл такие масштабы, что вмешался даже Владимир Путин.

Туроператор "Ланта-тур" был одним из ключевых игроков на рынке турбизнеса. Компания была лидером по круизным турам и предлагала самые различные судоходные услуги. Фирма являлась генеральным представителем в России и странах СНГ круизных корпораций Royal Caribbean Cruises Ltd и Silversea Cruises.

"Ланта" первая внедрила систему, позволяющую бронировать все виды групповых туров в такие страны, как Австрия, Великобритания, Франция, Греция, Доминикана, Индонезия, Куба, Тайланд, Вьетнам, Чехия. К тому же, система технологически позволяла обрабатывать 15 000 туристов в неделю.

Туроператор сотрудничал с крупнейшими авиаперевозчиками по международным и внутренним рейсам: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Домодедовские авиалинии", "Внуковские авиалинии" и др., а также 24 иностранные авиакомпании: Delta Airlines, Lufthansa, SAS, Air France, KLM, British Airways и пр.

Несколько лет подряд компания являлась лауреатом престижной премии "Туристический бренд года".

Уникальный статус туроператора - "Ланта" была официальным представителем парижского Disneyland в России и странах СНГ. Именно этот туроператор дарил возможность посетить знаменитый детский городок с аттракционами, игровыми зонами и парками по мотивам популярных мультиков компании The Walt Disney.

Что касается направлений, туроператор стал лидером по азиатским странам: Таиланд, Вьетнам, Индонезия. Тысячи отелей, тысячи предложений и всем этим занималась огромная, и, как казалось на тот момент, непоколебимая компания "Ланта-Тур Вояж".

Но крах быль столь громким, каким был и взлёт. В одночасье авиакомпании перестали сажать туристов на свои борта, отели резко остановили заселение туристов и большая туристическая машина остановилась - наступил коллапс. Как в итоге оказалось, банк партнёр с которым работала "Ланта", просто перестал переводить деньги туроператора подрядчикам, ссылаясь на временные сбои. Когда эта новость разлетелась по СМИ, перед офисами "Ланты" уже стояли сотни разгневанных туристов, потерявшие денежные средства и готовые разнести от ярости окна и двери туроператора.

В какой-то момент вмешался Владимир Путин, на тот момент премьер-министр, кандидат в президенты. Он, к сожалению, не вник в дело и по чьей-то информации принял решение, которое "Ланте" не могло помочь. Он распорядился о предоставлении кредита от ВТБ. На эти средства туроператору пришлось эвакуировать клиентов из-за рубежа, что только ухудшило финансовое положение компании и привело к окончательному банкротству.

Спустя 4 года, когда экономический пожар уже немного поугас, стал известен результат судебного решения: причина банкротства – экономическая ситуация и действия банка.

А что случилось с банком, который стал непосредственной причиной краха? Президент "Мастер-банка" Борис Булочник обвиняется в преднамеренном банкротстве своей финансовой компании, объявлен в международный розыск и с 2013 года скрывается за границей. Деньги туроператора он так и не вернул. Вот так и была убита крупнейшая туристическая компания "Ланта-Тур Вояж".

CAPITAL TOUR

Ещё один известнейший бренд постигла незавидная участь. Вряд ли найдётся турист или агент, который в ту пору не слышал о туроператоре Capital Tour. Яркий оранжевый логотип знали многие - дипломы, сертификаты, флажки, сумки, каталоги и другая атрибутика была в каждом туристическом офисе, а туроператор прочно вошёл в массы и стал своего рода новатором в туристической сфере.

Компания зародилась в далёком 2003 году, основателями стали Инна и Игорь Бельтюковы, известные в турбизнесе, благодаря их предыдущему проекту - компании "Инна-тур". Туроператор работал по 40 направлениям и предлагал продукт как бюджетного отдыха, так и VIP-сегмента. "Капитал" стал одним из первых покорять регионы: активно открывал свои представительства в таких городах как Брянск, Курск, Орёл и пр., куда, как правило, крупные компании того времени не стремились. И это сыграло на руку, по собственным данным, в 2009 году "Капитал Тур" отравил на отдых за границу 272 тысячи человек и продал более 1,4 миллиона авиа- и железнодорожных билетов. Рост компании был фантастический. Уже в 2010 году в рамках ежегодного рейтинга "Крупнейшие туристические компании России-2009", "Капитал Тур" занял третье место с выручкой 16 миллиардов 106,9 миллиона рублей.

"Капитал" по праву считается новатором среди туроператоров того времени. Он один из первых в регионах стал применять оплату туров через терминал. В офисах стояли очереди из людей, которые видели в этом колоссальное преимущество и удобство. Также туроператор активно стал применять электронные документы. Раннее передача документов от туроператора до туриста осуществлялась через курьеров и выдавалась непосредственно в аэропорту, что влекло за собой определённые трудности и проблемы.

Но счастье продлилось недолго, в 2010 году туроператор попал в долговую яму, в связи с мировым кризисом начавшимся в 2008 году. Набранные кредиты в различных банках, которые должны были держать его на плаву, компания возместить не смогла. Невозможность исполнения своих обязательств привела к катастрофе - крупнейший на тот момент российский туроператор Capital Tour канул в лету.

ЮЖНЫЙ КРЕСТ

Туроператор "Южный Крест" работал на российском рынке c 1998 года и входил в десятку крупнейших туроператоров России. Компания предоставляла услуги в сфере внутреннего и выездного туризма, а также занималась продажей авиа- и железнодорожных билетов, бронированием отелей и приемом иностранцев. "Южный крест", в том числе, организовывал заграничные туры премиального класса. Направлений было много, но "странами-любимчиками" являлись Китай, Греция, Индонезия и Доминикана.

Туроператора любили за высокий сервис и отлаженную работу, он играл важнейшую роль по азиатскому направлению. Показатели компании были солидные, офисы туроператора находились от Москвы и Питера, до Урала и Сибири. Влияние туроператора дошло до того, что крупнейшая негосударственная авиакомпания "Трансаэро" , которая являлась практически монополистом на дальномагистральные рейсы, выдавала на некоторые уникальные направления блоки мест только четырём туроператорам - Tez Tour, ПТС (Путешествуй!), Capital tour и, соответственно, "Южному Кресту".

Всё шло стабильно, пока и "Южного Креста" не коснулась рука кризиса и последующего банкротства. Один из крупнейших игроков туристического рынка объявил о приостановке деятельности 10 сентября 2014 года. За рубежом тогда находились около 6 тыс. клиентов туроператора, 3,6 тыс. из них не имели обратных билетов. С 11 сентября 2014 года авиаперевозчик "ЮТэйр" прекратил выполнять чартерные рейсы компании и подал на нее в суд. В ноябре того же года Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил иск авиакомпании к "Южному кресту" и обязал туроператора перечислить перевозчику 306,5 млн рублей. В декабре 2015 года суд признал туроператора "Южный крест Трэвел" банкротом.

НАТАЛИ ТУРС

По итогам 2016 года марку "Натали Турс" знали почти 36% всех россиян, проживающих в крупных городах и хотя бы раз в год ездивших за границу, согласно данным одной исследовательской компании.

Туроператор был знаком многим. "Натали турс" предоставлял множество направлений, но основным козырем была Испания. Никто не мог тягаться с "Натали" по этому направлению: своя крупная принимающая компания - каталонская Grup Serhs, которая в своем отчете за 2007 год указывала, что через "Натали Турс" проходит 68% всего турпотока в Испанию, множество эксклюзивных отелей и огромнейший номерной фонд. Но "Натали" запомнился ещё очень важными для того времени событиями в туризме. Туроператор впервые предоставил российским клиентам онлайн-бронирование, что на тот момент было новой вехой в туристической отрасли. Несмотря на все сложности и адаптацию к цифровому бронированию, это считается огромным шагом вперёд, к которому придут все последующие туроператоры спустя некоторое время.

Количество туристов росло, увеличивался бюджет. "Натали" стал первым туроператором, который смог приобрести свою авиакомпанию - AJT Air. Оператор так сильно мечтал создать беспрецедентный авторитет к себе на рынке туризма, что даже установил жёсткие новые правила работы с турагентствами, которые вызвали некий шок. "Натали Турс" ввел финансовые гарантии для туристических агентств. Отраслевое законодательство предусматривает механизм финансового обеспечения только для туроператоров, но "Натали", не желая отвечать перед клиентами за ошибки своих контрагентов, еще в 2006 году потребовал от них денежные гарантии. Кого-то такие условия отвернули, с кем-то продолжали работать, но, как показало время, совсем недолго.

Роковым для туроператора оказался 2015-й год - резкий валютный кризис, обрушивший рубль. Пошло закрытие офисов. В дополнение, из-за явных финансовых проблем приостановила деятельность авиакомпания "Трансаэро", ключевой партнер "Натали Турс" и многих других туроператоров. С 2017 года туроператор резко сократил свои обороты, а в 2018-м была запущена процедура банкротства ООО "Натали Турс".

ЛАБИРИНТ

В августе 2014-го года о прекращении работы сообщил туроператор "Лабиринт". Он был активным игроком по Греции и другим направлениям. В момент резкого банкротства 25 тысяч клиентов компании находились за рубежом. Точное число тех, чья поездка сорвалась - неизвестно, их около 30 тысяч. Причина - конфликт, связанный с долгом в миллиард рублей "Лабиринта" авиакомпании "Оренбургские авиалинии". По воспоминаниям туристов, находившийся в разных уголках планеты, они крайне болезненно реагировали но то, что их отдых оказался под ударам. Отели стали свидетелями, как толпы кричавших и плачущих людей спешно пытались связаться с туроператором.

Через несколько болезненных дней, одному из совладельцев "Лабиринта", Михаилу Шаманову, удалось уехать в Лондон, где он, предположительно, живет до сих пор. Другому, Сергею Азарскову, не повезло - не было действующей визы. В 2016 году он был задержан на границе Сербии и Черногории и экстрадирован в Россию.

ИТОГ

Многие туроператоры оставили след в российском туристическом обществе. Сложные периоды кризиса, валютные "качели", слабое внимание и поддержка со стороны государства, а также далекая от идеала туристическая система - всё это вкупе похоронило многие, некогда громаднейшие компании. Среди них стоить отметить и туроператора "Нева", проработавшего на рынке 23 года и входящего в десятку крупнейших операторов на российском рынке. Известные компании: DANKO, "А-ТУР", "Интрэвел Столешники", Ascent Travel, DSBW, "Верса", Ted Travel, "Трансаэро Турс", да и турагентства - нашумевшая федеральная сеть туристических агентств "Куда.ру", центры бронирования "Дан", "Росс Тур", Polar и пр. Как бы не было жаль этих компаний, они навсегда вписаны в историю туризма России. Какой будет судьба действующих туроператоров, покажет время…

Абсолютно по каждому из перечисленных туроператоров юристы нашей компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" вели дела. Сейчас остро стоят вопросы в отношении пострадавших туристов от банкротств туроператоров Mouzenidis Travel, Unicorn и Inflot, до сих пор тянутся дела по приостановке деятельности центра бронирования DAN. Все они не смогли пережить пандемию. Мы готовы помочь, пока не поздно обращайтесь, будем ждать описание вашей ситуации и материалов дела по почте info@ukab.ru. Обязательно советуем попробовать вернуть то, что вы потеряли!

 

КОММЕНТИРОВАТЬ ЗДЕСЬ (2) КОММЕНТИРОВАТЬ ЗДЕСЬ (3)

 

СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ КОМПАНИИ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://ukab.ru/uslugi

Задать любой вопрос или оформить заказ можно по электронной почте info@ukab.ru

Оставьте заявку на услугу и мы обязательно свяжемся с Вами! 

             

Мы в социальных сетях

    Vkontakte Odnoklassniki Telegram YouTube Custom