Если отдых сорван или туристы организованного тура пострадали за границей по причинам, не зависящим от туроператора/ турагента, возмещается ли вред, кем и как?

« Назад

01.07.2024 16:57

беспорядки в аэропорту_Kandinsky 3.1 (1)

Из последних новостей: 5 человек погибли в результате взрыва баллона с газом в Турции. Забастовка в аэропорту Анталии может испортить туристический сезон... 

Если отдых сорван или туристы организованного тура пострадали за границей по причинам, не зависящим от туроператора/ турагента, в результате действий граждан/ компаний/ властей страны пребывания, возмещается ли вред? Кем и как? Можно ли взыскать ущерб с виновных граждан/компаний/ органов гос. власти страны пребывания и есть ли такая международная практика?

Многое в подобных ситуациях зависит от места, где пострадал турист. К примеру, если турист пострадал на территории отеля или в результате действий сотрудников отеля или иного поставщика услуг (например на трансфере), то существует большая вероятность, что ответственность за ущерб туристу будет возложена именно на туроператора, сформировавшего туристский продукт, как на лицо, обязанное обеспечить оказание безопасных для туриста услуг (право туриста не безопасность услуг предусмотрено ст. 6 Федерального закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и ст. 7 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»). 

Отметим, что практика в рамках обозначенных вводных достаточно обширна и, как правило, туроператоры рассматривают возможность урегулирования спора с туристом в досудебном (мирном) порядке. Разумеется мы не можем сказать, что практика в этом вопросе всегда складывается в пользу туриста, однако ситуаций, когда туроператор освобождается от ответственности в подобных ситуациях, значительно меньше, чем решений с обратным исходом. 

Несколько отличается ситуация, когда турист пострадал не на территории оказания услуг, входящих в состав туристского продукта. К примеру, в случае, если турист пострадал на территории ресторана, который не относится к гостинице, и его посещение не входит в программу путешествия, предусмотренную договором о реализации туристского продукта, ущерб туристу возмещается непосредственным причинителем вреда или работодателем (если вред был нанесен работником). Законодательство в большинстве стран отличается, однако и имеет схожие по концепции распределения ответственности нормы. 

Кроме того, важно напомнить, что турагент также может оказаться «под прицелом» у туриста, если турист пострадает в связи с какими-то особенностями страны и места временного пребывания или спецификой самих услуг, о которых турагент туристу не сообщил при заключении договора. С учетом изложенного, турагентству крайне важно внимательно и ответственно подойти к информированию туристов об особенностях их путешествия и фиксации факта предоставления необходимых туристу сведений. Особенно актуальной такая рекомендация является для случаев, когда тур связан с риском повышенной опасности на маршруте или особыми условиями местности оказания услуг.

Если произошла госпитализация, сорван перелет, отменены части тур. пакета (экскурсии, мероприятия и т.д.), возмещаются ли убытки туриста и кем?

В случае, если инцидент с туристом приводит его к невозможности дальнейшего продолжения отдыха, если инцидент произошел на территории места оказания услуг, как правило, обязанность по возврату стоимости неиспользованных услуг (неполностью использованных) также возлагается на туроператора, вне зависимости от расходов туроператора.

В случае, если турист пострадал при использовании услуг, приобретенных самостоятельно и не входящих в состав туристского продукта, то здесь у туроператора появляется возможность сослаться на свои расходы (которые туроператору необходимо будет доказать) указав, что невозможность потребления услуг, входящих в состав тура, возникла в связи с обстоятельствами, за которые ни одна из сторон о реализации туристского продукта не отвечает (ст. 781 ГК РФ).

В данной ситуации, турист вправе обратиться к непосредственным исполнителям услуг за возмещение ущерба и компенсации своих убытков. Однако сказать, что подобная практика является очень многочисленной не получится, так как процесс с исполнителями услуг за пределами РФ (если они не имеют представительств в РФ) является не дешевым процессом.

Очень важно турфирмам защититься от возможных подобных ситуаций заранее, ведь от происшествий на отдыхе никто не застрахован!

Чтобы помочь коллегам решить эти и многие другие вопросы, которые стоят перед бизнесом, мы разработали комплект «Все включено», документы в котором регулярно подвергаются корректировке в связи с изменениями в законодательстве и учитывая наш опыт судебной практики. Мы в турбизнесе уже 10 лет и все это время мы оттачивали документы для Вас, для того чтобы в таких ситуациях Вы были максимально защищены. 

С комплектом Вы получаете гарантию соответствия ваших документов всем актуальным законам, правилам и предписаниям.


Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить