11

Черный день для туроператоров и что с этим делать?

« Назад

17.02.2021 11:48

8 декабря 2020 года стало черным днем для туроператоров. В этот день Верховный суд вынес Определение, которым окончательно дал понять: отвечать за агентов, пропавших с деньгами туристов, должны туроператоры.

facebook cover (22)

На окончательное написание Определения у Верховного суда ушло около месяца и в начале 2021 года полная версия Определения попала в руки юристов.

Вот цитата из Определения Верховного суда:

«таким образом, перечисление турагентом туроператору внесенных истцом денежных средств в счет оплаты договора не в полном объеме не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с туроператора денежной суммы, равной общей цене туристского продукта за вычетом агентского вознаграждения».

Весь январь мы думали, что делать и как можно снизить риски для туроператоров?

Задача была крайне сложной. Требовалось не только сформировать «заградительные редуты» в условиях договора, но и не сделать договор слишком уж «отпугивающим» - все понимают, что в условиях спада продаж каждая заявка и каждый агент на вес золота.

По итогам изысканий, представляем Вам новую редакцию агентского договора туроператор-турагент под названием «Стоп-риск» – версия февраль 2021.

Не будем скрывать – полностью риски оплат за недобросовестных агентов исключить НЕ удастся, ведь суд дал понять, что условия договора между агентом и оператором не должны влиять на право туриста предъявить требования именно к туроператору.

Однако, мы постарались сделать все возможное в данной ситуации, и все-таки изменить формулировки договора так, чтобы максимально повысить шансы на борьбу в случае исков от туристов, связанных с исчезновением агентов и отсутствием оплаты от агентов.

Итак, что нового в февральской редакции агентских договоров «Стоп-риск» – версия февраль 2021?

  • В договоре указано, что полномочия агента не являются общими. Это означает, что агент не может заключать ЛЮБЫЕ договоры с туристами на любые суммы. А лишь те, которые ему «одобрит» туроператор.
  • Формулировка об отсутствии у агента «общих» полномочий дает Принципалу хотя бы минимальное поле для маневра в случае возможных споров с туристами, связанными с отсутствием оплат от агентов (ч. 2. Ст. 1005 ГК РФ).
  • Полномочия агента на заключение новых договоров с туристами поставлены в зависимость от наличия у агента задолженностей перед туроператором по любым иным сделкам. Если есть долг, то агент – «де юре» - не вправе заключать новые договоры. Если заключит договор с туристом при наличии долгов – то сделает это с выходом за пределы полномочий. Это даст туроператору возможность апеллировать к отсутствию у агента полномочий в случае споров, связанных с неоплатой агентом заявки.
  • Мы постарались начать уходить от используемого десятилетиями понятия «подтверждение бронирования». Ведь «подтвердил», значит «принял ответственность». А значит в случае исчезновения агента с деньгами туриста - возрастает риск взыскания денежных средств с туроператора. Словосочетание «подтверждение бронирования» мы заменили на «документы, оформляемые туроператором» или «информацию в личном кабинете Агента» либо на иные аналогичные словосочетания. Само «подтверждение бронирования» мы также рекомендуем переименовать во что-то более «невинное» и менее «обязывающее» в случае конфликтов по неоплате заявки. Например, заменить слово «Подтверждение бронирования No123456» или «Счет-подтверждение No 123456» на слова «Заказ No1123456» или «Заявка No123456».В договоре указано, что при отсутствии полной оплаты по заявке в установленные сроки туристский продукт считается не подтвержденным.
  • Также указано что денежные средства, оплачиваемые Агентом по заявке, признаются оплатой туристского продукта лишь после полной оплаты по заявке. В ином случае Принципал вправе расценить оплату как внесение аванса по договору, а не по конкретной заявке.

Изменения коснулись следующих документов


Мы в социальных сетях

Facebook Instagram Vkontakte Odnoklassniki Telegram YouTube