facebook cover (86)

Банки начали взыскивать деньги за несостоявшиеся туры с турагентов

« Назад

16.04.2020 20:14

Турагенты все чаще оказываются в числе пострадавших в вопросах возврата денег за тур, не состоявшийся по причине распространения в мире вируса COVID-19. Об этом Profi.Travel 16 апреля рассказали в компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры». Банки, получив запрос от туриста на неоказанную услугу, блокируют деньги на счете агентства, а потом и вовсе могут их списать, если турфирма не смогла вовремя и вразумительно, со ссылками на законодательство и на правила платежных систем, обосновать причины отказа в возврате.

По словам руководителя компании Александра Байбородина, за последние 10 дней количество таких обращений от пострадавших агентов резко возросло. Пока их не больше десятка, но юрист объясняет это карантином и нерабочими днями. И прогнозирует, что после каникул ситуация может накалиться до того же уровня, как это было после банкротства туроператора «Натали турс». Тогда, как утверждает юрист, в компании одновременно находилось до 100 дел по чарджбэкам.

Приросту может поспособствовать и недавняя памятка Роспотребнадзора о правах потребителей в условиях пандемии коронавируса, опубликованная накануне. С одной стороны, туристам в ней рекомендуется не судиться с туроператорами, с другой, там советуют использовать процедуру чарджбэка для возврата денег, перечисленных банковской картой отелям и авиакомпаниям.

«Чарджбэк можно получить практически от любого учреждения или организации, если вы перевели деньги на банковский счет юридического лица с карты. Чтобы отменить определенную операцию по карте, необходимо обратиться в банк. Если решение по вашей ситуации будет положительным, вам вернут деньги на счёт карты», — говорится в памятке.

Туристы такой возможности только обрадовались — им не нужно ждать ни того момента, когда тур состоится, ни компенсации от туроператора. Впрочем есть множество нюансов, из-за которых банки могут отказать клиентам.

Есть ли защита от чарджбека?

Как утверждают юристы, несмотря на то, что списание со счета турагента предусмотрено договором об эквайринге и правилами платежных систем, у агентов есть шанс вовремя доказать банку правомерность транзакции. Так было в ряде случаев по Натали турс, и уже появились первые прецеденты по COVID-19, когда в ходе диалога с финансовой организацией удавалось «отстоять» замороженные на счету агентства средства и добиться их разблокировки.

При этом максимум усилий нужно приложить на начальной стадии спора, так как в случае проигранного «диспута» и списания денег банком со счета агента вернуть средства обратно будет крайне сложно. Банки всегда перед тем, как возвращать деньги, письменно запрашивают информацию у исполнителя (в данном случае турагента), чтобы исключить возможность двойного возврата. Кроме того, у турагента запрашивают, пытался ли турист урегулировать спор в досудебном порядке, предлагались ли ему альтернативы, и как он на них отреагировал.

«Если турфирма не обоснует правомерность удержания оплаты банку-эквайеру, то у банка не останется выбора, кроме как списать деньги. Но слегка обнадеживает и тот факт, что в отличие от ситуаций с „Натали турс“, сегодня возвраты могут достигать поистине колоссальных масштабов, а это невыгодно самим банкам и платежным системам. Ведь средств на счетах турагентов для компенсации может не хватить», - резюмировал юрист «Байбородин и партнеры» Николай Божков.

Да и сами банки в последнее время стали более осторожнее относиться к чарджбекам — многие из них просто отказываются возвращать деньги туристам до тех пор, пока сами не получат их от торговой точки. Определенные лазейки есть и в правилах платежных систем — в возврате денег могут отказать, если отмена рейсов (туров или броней в отелях) связаны с закрытием границ на уровне государства, когда клиент еще не обращался с заявлением в само агентство и по ряду других формальных оснований.

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

0001   Без имени 0003 1222

* У вас есть еще вопросы? Закажите юридическую консультацию!
* Вы еще не наш абонент? Рассмотрите возможность абонентского юридического обслуживания Вашей компании!
* Еще не внедрили комплекты документов "Кадры к туризме""Защита персональных данных" и"Уголок потребителя"? А они обязательны!
* Требуется ответ на претензию туриста или защита в суде? Мы поможем!
* Со списком наших услуг можно ознакомиться по ссылке.