Банкротство туроператора
БАНКРОТСТВО ТУРОПЕРАТОРА. РЕКОМЕНДАЦИИ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АГЕНТОВ.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ТУРОПЕРАТОРА
Оперативно собрать максимум информации.
- Зайдите на сайт Ростуризма и на сайт туроператора. Обзвоните коллег, знакомых, юристов.
- Работает ли офис туроператора?
- Будут ли производиться выплаты в добровольном порядке?
- Есть ли уже информация у страховой компании? Куда, в какой форме и в какие часы обращаться
- Информация о страховщике туроператора размещена на сайте Ростуризма в разделе реестр туроператора.
Успокоить клиентов, не устраняться от общения с ними.
- Не стоит в ультимативном порядке отправлять клиентов "в суд" или "в страховую".
- Не нужно провоцировать клиентов на преждевременное обращение в суд или с жалобами.
- Вместе с тем, нужно изначально сообщить клиенту, что по закону ответственность за неисполнение обязательств лежит не на агенте, а на исчезнувшем операторе (ст. 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ").
- Турагент не обязан возвращать деньги за свой счет при исчезновении оператора!
- При банкротстве туроператора турагент может оказывать добровольную помощь туристу, направленную исключительно на снижение судебных рисков для обеих сторон (например при неправильно оформленном договоре) и сохранения отношений с туристом.
Проверить наличие договора с туристом.
- При обращении туристов в суд, важнейшую роль будет играть наличие или отсутствие договора с туристом.
- При отсутствии договора с туристом или при устаревшем договоре, велик риск взыскания всей суммы с турагента!
- При этом, Ваш договор не должен противоречить обязательным требованиям Министерства Культуры РФ.
- Обратите внимание на наличие в договоре сведений о туроператоре, сведений о финансовой ответственности туроператора. Без этих сведений шансы на благоприятный успех дела в суде заметно снижаются.
- Заказать договор с туристом можно по этой ссылке.
Помочь туристам собрать документы для обращения к страховщику.
Также, турагент может проверить комплект документов. Контролировать процесс подачи. Турагент вправе (но не обязан!) подать документы за туриста, по доверенности.
- Заранее подготовьте пакет по списку. Вне зависимости от туроператора и страховщика, этот пакет одинаков примерно во всех случаях.
- Вместе с тем настоятельно рекомендуем уточнять список документов и требования в конкретных страховых компаниях: такие требования могут отличаться (нотариальная заверка для документов, отправленных почтой и т.д.)
Список составлен с учетом как перечня, прописанного в законе, так и стандартных требований страховщиков по реальным делам:
- Требование о выплате страхового возмещения, подписанное заказчиком (заказчик – лицо с которым турфирма заключила соглашение).
- Копия паспорта заказчика туристского продукта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
- Копия договора заказчика туристского продукта с турагентом (с предъявлением оригинала).
Цитата из отказов СК «Югория» (туроператор ГТИ), СО «Помощь» (туроператор Асент-Трэвел).
«В связи с отсутствием в договоре существенных условий, он считается незаключенным, а потому обязанности по выплате у страховщика не возникает».
Помните, от таких мелочей может зависеть результат обращения в страховую компанию.
- Подтверждение об оплате тура туристом турагенту: чеки, путевки, приходники, платежки (по возможности прикладывать «красивые» и «правильные» подтверждения об оплате – в идеале чек или платежка, в крайнем случае – БСО).
- Копия договора турагента с туроператором, включая все приложения и дополнения к нему (с предъявлением оригиналов);
- Платежные документы, подтверждающие движение денег от турагента к туроператору по конкретной заявке – подтверждение и счет на оплату с указанием фамилий туристов, платежка.
- Копия письма туроператора об отказе туроператора исполнить свои обязательства или осуществить возврат денежных средств по заявке, при этом в письме должно быть зафиксировано: поступление конкретной суммы денег по конкретной заявке с указанием номера заявки, фамилии туристов иных существенных данных (это письмо нужно получить у оператора в максимально сжатые сроки, пока он окончательно "не растворился"). При отсутствии писем – распечатка с сайта оператора о прекращении деятельности.
Формально турагент не вправе обращаться в страховую от своего имени, таким правом наделен только заказчик туристского продукта (сторона в договоре с агентом) или его представитель по доверенности, например директор или юрист турагента.
Вполне возможно, что у клиента турагентства недостаточно познаний для составления требований в страховую. Клиенту нужно понимать огромное количество нюансов: как происходила оплата оператору, какой было соглашение между агентом и оператором (забегая вперёд, этот договор, скорее всего, запросят в страховой), одним словом, при самостоятельном обращении в страховую компанию шансы на успех и на выплату могут быть ниже.
В то же время, турагент заинтересован в мирном разрешении ситуации: если страховая заплатит, то сохранится лояльность клиента, не будет судов, жалоб, скандалов.
Помните, несмотря на то, что закон в значительной части снимает с агентов ответственность за закрытие операторов, риск «шального» решения суда всегда есть. С учетом того факта, что у значительного количества турфирм соглашения не идеальны в плане прописывания ответственности сторон – риск судебного взыскания становится еще выше.
В этой связи следует содействовать туристам при их обращении в страховую компанию.
При наличии письменных претензий от туристов - направлять ответ в установленные сроки.
- При наличии претензий от туристов, необходимо направлять им ответы со ссылкой на ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", указывая на отсутствие ответственности турагента, а также на координаты страховщика и туроператора для обращений.
- Срок ответа на претензию - 10 календарных дней с момента получения претензии.
Юристы нашей компании составляют профессиональные ответы на претензии туристов.
Взвешенно подходить к вопросу аннуляции заявок.
- Взвешено подходите к аннуляции заявок. При аннуляции заявки в выплате страхового возмещения может быть отказано. Аннулируйте заявку только в случае, если есть 100% уверенность в получении денег по заявке у оператора «сегодня».
- При аннуляции всегда запрашивайте соответствующее заявление у туриста, в противном случае, он может обвинить Вас в несвоевременной аннуляции.
- Агент вправе направить туроператору запрос с требованием подтвердить намерение оказать услуги по заявке или прислать письменный отказ от исполнения обязательств.
Помнить, что повторная оплата проживания турагентом за свой счет НЕ подлежит взысканию со страховщика.
- У туристов находящихся за границей при банкротстве туроператора могут возникнуть сложности, требующие срочного решения, например, в виде необходимости повторной оплаты отеля и/или обратных билетов.
- Если произойдет чрезвычайное происшествие в виде выселения из отеля или отсутствия билетов на обратный вылет, туристы могут на месте повторно приобрести услуги за свой счет и потом потребовать у страховщика возмещения в рамках фингарантий. Необходимо сохранять все документы для обращения к страховщику.
- При этом расходы АГЕНТА (а не туриста) страховщиком возмещены вероятнее всего НЕ БУДУТ!
ВАЖНО! Обязанности по вывозу пострадавших туристов из страны временного пребывания, а также по оплате проживания до вылета возложены на Ассоциацию Турпомощь.
Прочие рекомендации.
- Обращаться с претензиями и требованиями в страховую можно и по тем заявкам, где дата вылета еще не наступила.
- В идеале - добиться получения от туроператора письменного отказа от исполнения обязательств.
- С особым вниманием следует отнестись к подаче документов о банкротстве туроператора по частично оплаченным заявкам. По данному вопросу судебная практика неоднородна. В случае значительной стоимости заявки рекомендуем представить документы специалистам на экспертизу.
В случае если сумма заявки для Вас значительна, перед подачей документов в страховую, рекомендуется направить документы на проверку экспертам.
Ошибка всего в одном документе может обойтись в огромные суммы денег и месяцы хождений по судам.
Юристы для турбизнеса оказывают правовую поддержку в связи с прекращением деятельности туроператоров.
Чем мы можем Вам помочь?
Консультации:
- Стоит ли следовать алгоритму по предоставлению документов, указанному на сайте туроператора? На что обратить внимание?
- Кто и на кого может подать в суд?
- Кто и когда сможет получить выплаты от страховщика (фингарантии)?
Отправьте прямо сейчас запрос на адрес info@ukab.ru
Коротко изложите суть вопроса и укажите телефон для связи.
В зависимости от сложности вопроса мы согласуем с Вами цену и дадим Вам ответы на вопросы по e-mail, skype или по телефону.
Подготовка документов по ситуации с банкротством туроператора:
- Претензии туристов у туроператору с требованием о возмещении убытков.
- Ответы агентов на претензии туристов: с указанием на отсутствие ответственности агента и на ответственность туроператора.
- Информационные письма от агентов для туристов: информация о порядке действий, информация об ответственности туроператора за произошедшее,
- Заявления от туристов к туроператору на возврат денежных средств.
Отправьте запрос на подготовку документов на адрес info@ukab.ru
Коротко изложите суть вопроса и укажите телефон для связи.
В зависимости от сложности вопроса мы согласуем с Вами цену и подготовим нужные документы в кратчайшие сроки.