1640x720_FB-header_a-ti23

ТА проиграло туристу из-за консультации в 1500 рублей.

« Назад

24.10.2019 15:24

Октябрь этого года достаточно богат на события. Не успели все отойти от новостей о новых обязательных требованиях Минэкономразвития к договору с туристом, как внимание СМИ переключилось на другое тревожное событие. Что же произошло?

Попытка «вписать» в договор с туристом «платную консультацию» теперь может обернуться для турагентства судебными разбирательствами и штрафом в десятки тысяч рублей.

107997946_5376661_biz

В Нижегородской области поступила жалоба от туристки в Роспотребнадзор на турагентство «Радуга путешествий». Суть жалобы состояла в том, что в договоре реализации туристского продукта были включены условия «ущемляющие права потребителя», а точнее, было предусмотрено взимание с клиента 1500 руб. за консультационные услуги. 

По факту рассмотрения жалобы Роспотребнадзор постановил оштрафовать агентство.
Несмотря на все попытки отмены постановления через Арбитражный, а позже и Апелляционный суды, агентство получило отказ. Решение суда, подтверждающее правомерность штрафа, вступило в законную силу.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?

Текст постановления суда гласит: «В силу статьи 10 Закона о защите прав потребителей, пункта 7 Правил №452 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристическом продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора. В связи с этим, взимание дополнительной платы с заказчика за предоставление ему информационных услуг агентством противоречит статье 1 Закона №132, статьи 32 Закона о защите прав потребителей, статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку деятельность турагентства заключается непосредственно в предоставлении информации, позволяющей потребителям сделать правильный выбор туристического продукта. Кроме того, указанный пункт договора нарушает право потребителя на отказ от его исполнения в любое время при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.»

КАКИЕ ОШИБКИ ДОПУСТИЛО ТУРАГЕНТСТВО И ЧТО ДЕЛАТЬ ВАМ?

Не взимать плату за консультации и рисковать тем, что турист может уйти и купить тур у вашего конкурента, потратив ваше время?
Или взимать плату, но при этом бояться судов и краха вашей репутации?

Этим вопросом также задались и  ведущие СМИ, которые обратились к нам за экспертным  мнением.

Комментарий руководителя компании Александра Байбородина следующий:

Я вижу 2 основные ошибки агента, которые привели к штрафу:

Во-первых, по договору агента, турист не мог отказаться от платной услуги по предоставлению информации.
Во-вторых, плата взималась агентом не только за подбор туристских продуктов, но и за предоставление обязательной информации о туристском продукте, а это незаконно.


По закону турагент итак обязуется при заключении договора предоставить туристу необходимую и достоверную информацию о конкретном туристском продукте при заключении договора на реализацию туристского продукта. То есть, сообщить всю необходимую информацию об отеле, перелете, экскурсиях, которые намерен приобрести турист. Плата за такие услуги законом не предусмотрена.

 

Однако закон не запрещает брать плату за остальные, дополнительные услуги!

Поиск и сравнение нескольких похожих вариантов, подобранных в ходе кропотливой работы под конкретные специфические запросы туриста, составление и отправка туристу подборок различных ценовых предложений, консультации и переписка ДО заключения договора о реализации туристского продукта – все эти услуги не обязательны со стороны турагента по закону, а потому могут оказываться турагентом за дополнительную плату.

Для того, чтобы у контролирующих органов не возникло претензий, мы рекомендуем агентам:

  1. В идеале – заключать с туристом отдельный договор на консультационные услуги и оформлять предоставление таких услуг актом. Этот способ оформления платных консультаций, в целом, безопаснее, чем включение пункта о предоставлении платной консультации в договор о реализации туристского продукта.
  2. Указывать в договоре на консультационные услуги (или в пункте о консультационных услугах, если такой пункт включен в текст договора о реализации туристского продукта) на добровольность заказа консультационных услуг и на возможность туриста отказаться от таких услуг без каких-либо неблагоприятных последствий для туриста.
  3. Указывать в тексте документа на тот факт, что оплата взимается агентом за предоставление именно дополнительной информации или дополнительных услуг, а не обязательных информации и услуг, предоставление которых итак обязательно по закону.

Очевидно, что неприятности с агентством произошли из-за халатности в документальной базе, чего у вас, регулярно читающих нашу рассылку, точно быть не должно. Согласитесь, всегда менее травматично учится на чужих ошибках.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем не только заключать договор на консультационные услуги, но и ЕЩЕ РАЗ призываем вас проверить ВСЕ свои комплекты документов, так как никто не знает какой еще прецедент может произойти. Лучше перестраховаться заранее.

О том что должно быть в новом договоре с туристом с 07.10.2019 написано здесь /dogovor-s-turistom
О договоре на оказание консультационных услуг – здесь /dogovor-s-turfirmoy-na-okazaniye-konsultatsionnykh-uslug

Если же у вас нет времени на юридические дебори, то вы можете воспользоваться уже готовыми, на 100% надежными комплектами договоров. Цена 1 документа в комплекте всего 500-1000 руб.

* У вас есть еще вопросы? Закажите юридическую консультацию!
* Вы еще не наш абонент? Рассмотрите возможность абонентского юридического обслуживания Вашей компании!
* Еще не внедрили комплекты документов "Кадры к туризме""Защита персональных данных" и"Уголок потребителя"? А они обязательны!
* Требуется ответ на претензию туриста или защита в суде? Мы поможем!
* Со списком наших услуг можно ознакомиться по ссылке.