Банкротство туроператора

Банкротство туроператора – рекомендации и ответы на вопросы агентов. 

Порядок действий при банкротстве туроператора:

Оперативно собрать максимум информации. 

Зайдите на сайт Ростуризма и на сайт туроператора. Обзвоните коллег, знакомых, юристов.

Работает ли офис туроператора?

Будут ли производиться выплаты в добровольном порядке?

Есть ли уже информация у страховой компании – куда в какой форме и в какие часы обращаться?

Информация о страховщике туроператора размещена на сайте Ростуризма в разделе реестр туроператора.

Успокоить клиентов, не устраняться от общения с ними. 

Не стоит в ультимативном порядке отправлять клиентов "в суд" или "в страховую".

Не нужно провоцировать клиентов на преждевременное обращение в суд или с жалобами.

Вместе с тем - нужно изначально сообщить клиенту, что по закону ответственность за неисполнение обязательств лежит не на агенте, а на исчезнувшем операторе (ст. 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ").

Турагент не обязан возвращать деньги за свой счет при исчезновении оператора!

При банкротстве туроператора турагент может оказывать добровольную помощь туристу, направленную исключительно на снижение судебных рисков для обеих сторон (например при неправильно оформленном договоре) и сохранения отношений с туристом.

Проверить наличие договора с туристом.

При обращении туристов в суд, важнейшую роль будет играть наличие или отсутствие договора с туристом.

При отсутствии договора с туристом или при устаревшем договоре, велик риск взыскания всей суммы с турагента!

Потому, если случилось так, что договор не заключен - постарайтесь всеми правдами и неправдами ("нужен для страховой", "нужен для бухгалтерии") заключить договор задним числом.

При этом, Ваш договор не должен противоречить обязательным требованиям Министерства Культуры РФ.

Обратите внимание на наличие в договоре сведений о туроператоре, сведений о финансовой ответственности туроператора. 

Без этих сведений шансы на благоприятный успех дела в суде заметно снижаются.

Заказать договор с туристом 2018 можно по этой ссылке.

Помочь туристам собрать документы для обращения к страховщику.

Также, турагент может проверить комплект документов. Контролировать процесс подачи. Турагент вправе (но не обязан!) подать документы за туриста - по доверенности.

Заранее подготовьте пакет по списку. Вне зависимости от туроператора и страховщика, этот пакет одинаков примерно во всех случаях. 

Вместе с тем настоятельно рекомендуем уточнять список документов и требования в конкретных страховых компаниях - такие требования могут отличаться (нотариальная заверка для документов, отправленных почтой и т.д.)

Список составлен с учетом как перечня, прописанного в законе, так и стандартных требований страховщиков по реальным делам:

  • Требование о выплате страхового возмещения, подписанное заказчиком (заказчик – лицо с которым турфирма заключила соглашение).
  • Копия паспорта заказчика туристского продукта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
  • Копия договора заказчика туристского продукта с турагентом (с предъявлением оригинала).

Проверьте, указан ли в договоре с туристом оператор?

Верно ли прописано в договоре финобеспечение?

«Бьются» ли даты: оплаты, заключения подписания с туристом, заключения договора с оператором?

Цитата из отказов СК «Югория» (туроператор ГТИ), СО «Помощь» (туроператор Асент-Трэвел Инт).

«В связи с отсутствием в договоре существенных условий, он считается незаключенным, а потому обязанности по выплате у страховщика не возникает». 

Помните – от таких «мелочей» может зависеть результат обращения в страховую компанию.

  • Подтверждение об оплате тура туристом турагенту – чеки, путевки, приходники, платежки (по возможности прикладывать «красивые» и «правильные» подтверждения об оплате – в идеале чек или платежка, в крайнем случае – БСО).
  • Копия договора турагента с туроператором, включая все приложения и дополнения к нему (с предъявлением оригиналов);
  • Платежные документы, подтверждающие движение денег от турагента к туроператору по конкретной заявке – подтверждение и счет на оплату с указанием фамилий туристов, платежка.
  • Копия письма туроператора об отказе туроператора исполнить свои обязательства или осуществить возврат денежных средств по заявке, при этом в письме должно быть зафиксировано: поступление конкретной суммы денег по конкретной заявке с указанием номера заявки, фамилии туристов иных существенных данных (это письмо нужно получить у оператора в максимально сжатые сроки, пока он окончательно "не растворился"). При отсутствии писем – распечатка с сайта оператора о прекращении деятельности.

Формально турагент не вправе обращаться в страховую от своего имени.

Таким правом наделен только заказчик туристского продукта (сторона в договоре с агентом) или его представитель по доверенности – например директор или юрист турагента.

Вполне возможно, что у клиента турагентства недостаточно познаний для составления требований в страховую. Клиенту нужно понимать огромное количество нюансов: как происходила оплата оператору, какой было соглашение между агентом и оператором (забегая вперёд – этот договор, скорее всего, запросят в страховой) - одним словом, при самостоятельном обращении в страховую компанию шансы на успех и на выплату могут быть ниже.

В то же время, турагент заинтересован в мирном разрешении ситуации – если страховая заплатит, то сохранится лояльность клиента, не будет судов, жалоб, скандалов. 

Помните - несмотря на то, что новый закон в значительной части снимает с агентов ответственность за закрытие операторов, риск «шального» решения суда всегда есть. С учетом того факта, что у значительного количества турфирм соглашения «не идеальны» в плане прописывания ответственности сторон – риск судебного взыскания становится еще выше. 

В этой связи следует содействовать туристам при их обращении в страховую компанию.

При наличии письменных претензий от туристов - направлять ответ в установленные сроки.

При наличии претензий от туристов, необходимо направлять им ответы со ссылкой на ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", указывая на отсутствие ответственности турагента, а также на координаты страховщика и туроператора для обращений.

Срок ответа на претензию - 10 календарных дней с момента получения претензии.

Юристы нашей компании составляют профессиональные ответы на претензии туристов. 

Прочитать вопросы по ответам на претензии и заказать услугу можно по этой ссылке.

Взвешенно подходить к вопросу аннуляции заявок. 

Взвешено подходите к аннуляции заявок. При аннуляции заявки в выплате страхового возмещения может быть отказано. Аннулируйте заявку только в случае, если есть 100% уверенность в получении денег по заявке у оператора «сегодня».

При аннуляции всегда запрашивайте соответствующее заявление у туриста – в противном случае, он может обвинить Вас в несвоевременной аннуляции.

Агент вправе направить туроператору запрос с требованием подтвердить намерение оказать услуги по заявке или прислать письменный отказ от исполнения обязательств. 

Помнить, что повторная оплата проживания турагентом за свой счет НЕ подлежит взысканию со страховщика.

У туристов находящихся за границей при банкротстве туроператора могут возникнуть сложности, требующие срочного решения, например, в виде необходимости повторной оплаты отеля и/или обратных билетов.

Если произойдет чрезвычайное происшествие в виде выселения из отеля или отсутствия билетов на обратный вылет, туристы могут на месте повторно приобрести услуги за свой счет и потом потребовать у страховщика возмещения в рамках фингарантий. Необходимо сохранять все документы для обращения к страховщику.

При этом расходы АГЕНТА (а не туриста) страховщиком возмещены вероятнее всего НЕ БУДУТ! 

ВАЖНО!

Обязанности по вывозу пострадавших туристов из страны временного пребывания, а также по оплате проживания до вылета возложены на Ассоциацию Турпомощь.

Прочие рекомендации.

Обращаться с претензиями и требованиями в страховую можно и по тем заявкам, где дата вылета еще не наступила.

В идеале - добиться получения от туроператора письменного отказа от исполнения обязательств.

С особым вниманием следует отнестись к подаче документов о банкротстве туроператора по частично оплаченным заявкам. По данному вопросу судебная практика неоднородна. В случае значительной стоимости заявки рекомендуем представить документы специалистам на экспертизу.

В случае если сумма заявки для Вас значительна - перед подачей документов в страховую, рекомендуется направить документы на проверку экспертам.

Снимок экрана 2016-04-05 в 9.56.49

 

Ошибка всего в одном документе может обойтись в огромные суммы денег и месяцы хождений по судам. Поверьте – рисковать не стоит. 

Юристы для турбизнеса оказывают правовую поддержку в связи с прекращением деятельности туроператоров.

Чем мы можем Вам помочь?

Бесплатные рекомендации и документы на нашем сайте:

Платные консультации:

  • Стоит ли следовать алгоритму по предоставлению документов, указанному на сайте туроператора? На что обратить внимание?
  • Кто и на кого может подать в суд?
  • Кто и когда сможет получить выплаты от страховщика (фингарантии)?

Отправьте прямо сейчас запрос на адрес info@ukab.ru

Коротко изложите суть вопроса и укажите телефон для связи.

В зависимости от сложности вопроса мы согласуем с Вами цену и дадим Вам ответы на вопросы по мейлу, skype или по телефону.

Абонентам компании услуги представляются на постоянной основе - узнайте как стать абонентом по этой ссылке.

Подготовка документов по ситуации с банкротством туроператора:

  • Претензии туристов у туроператору с требованием о возмещении убытков.
  • Ответы агентов на претензии туристов – с указанием на отсутствие ответственности агента и на ответственность туроператора,
  • Информационные письма от агентов для туристов – информация о порядке действий, информация об ответственности туроператора за произошедшее,
  • Заявления от туристов к туроператору на возврат денежных средств.

Отправьте запрос на подготовку документов на адрес info@ukab.ru

Коротко изложите суть вопроса и укажите телефон для связи.

В зависимости от сложности вопроса мы согласуем с Вами цену и подготовим нужные документы в кратчайшие сроки.

Абонентам компании услуги представляются на постоянной основе - узнайте как стать абонентом по этой ссылке.