Банкротство туроператора

Банкротство туроператора – что делать, порядок действий, образцы документов. 

Исходя из опыта прошлых ситуаций, уже сейчас можно дать общие рекомендации для агентств по немедленным действиям.

Итак, произошло банкротство туроператора, что необходимо сделать в первую очередь?

 

1. Оперативно собрать максимум информации. 

Зайдите на сайт туроператора. Обзвоните коллег, знакомых, юристов. Работает ли офис туроператора? Будут ли производиться выплаты в добровольном порядке? Есть ли уже информация у страховой компании – куда в какой форме и в какие часы обращаться?

2. Получить от туроператора оригинал уведомления о невозможности исполнения обязательств ПО КОНКРЕТНОЙ ЗАЯВКЕ (с фамилиями) с печатью туроператора.

Данное уведомление не является обязательным по закону, однако помогает зафиксировать факт отказа оператора от исполнения обязательств на случай последующих обращений в страховую, судов и прочих неприятных, но обычно неизбежных процессов.

Если получение уведомления крайне проблематично – не стоит покупать билеты в другой город и ехать за письмом – сохраните распечатку с сайта туроператора. 

При наличии крупных заявок и больших рисков можно заверить у нотариуса протокол осмотра сайта туроператора с соответствующим сообщением.

3. Успокоить клиентов, не устраняться от общения с ними. 

Не стоит в ультимативном порядке отправлять клиентов "в суд" или "в страховую".

Не нужно провоцировать клиентов на преждевременное обращение в суд или с жалобами.

Вместе с тем - нужно изначально сообщить клиенту, что по закону ответственность за неисполнение обязательств  лежит на исчезнувшем операторе (ст. 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ").

Турагент не обязан возвращать деньги за свой счет при исчезновении оператора!

Любые утверждения туриста на тему "У меня с Вами договор, значит Вы и возвращайте" - не основаны на законе.

При банкротстве туроператора турагент оказывает добровольную помощь туристу, направленую исключительно на снижение судебных рисков для обеих сторон (например при неправильно оформленном договоре) и сохранения отношений с туристом.

Следующие пункты будут полезны для тех агентств, которые решили оказать клиентам максимальное содействие в получении денег. 

4. Проверить наличие договора с туристом.

При обращении туристов в суд, важнейшую роль будет играть наличие или отсутствие договора с туристом.

При отсутствии договора с туристом или при устаревшем договоре, велик риск взыскания всей суммы с турагента!

Потому, если случилось так, что договор не заключен - постарайтесь всеми правдами и неправдами ("нужен для страховой", "нужен для бухгалтерии") заключить договор задним числом.

При этом, Ваш договор не должен противоречить обязательным требованиям Министерства Культуры РФ.

Обратите внимание на наличие в договоре сведений о туроператоре, сведенияйо финансовой ответственности туроператора. 

Без этих сведений шансы на благоприятный успех дела в суде заметно снижаются.

Заказать договор с туристом 2017 можно по этой ссылке.

5. Помочь туристам собрать документы для обращения к страховщику. Проверить комплект документов. Контролировать процесс подачи. Турагент вправе (но не обязан!) подать документы за туриста - по доверенности.

 

Заранее подготовьте пакет по списку. Вне зависимости от туроператора и страховщика, этот пакет одинаков примерно во всех случаях. 

Вместе с тем настоятельно рекомендуем уточнять список документов и требования в конкретных страховых компаниях - такие требования могут отличаться (нотариальная заверка для документов, отправленных почтой и т.д.)

Список составлен с учетом как перечня, прописанного в законе, так и стандартных требований страховщиков по реальным делам:

  • Требование о выплате страхового возмещения, подписанное заказчиком (заказчик – лицо с которым турфирма заключила соглашение).

  • Копия паспорта заказчика туристского продукта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

  • Копия договора заказчика туристского продукта с турагентом (с предъявлением оригинала).

Цитата из отказов СК «Югория» (туроператор ГТИ), СО «Помощь» *туроператор Асент-Трэвел Инт).Проверьте, указан ли в договоре с туристом оператор? Верно ли прописано в  финобеспечение? «Бьются» ли даты: оплаты, заключения подписания с туристом, заключения договора с оператором?

«В связи с отсутствием в договоре существенных условий, он считается незаключенным, а потому обязанности по выплате у страховщика не возникает». 

Помните – от таких «мелочей» может зависеть результат обращения в страховую компанию.

  • Подтверждение об оплате тура туристом турагенту – чеки, путевки, приходники, платежки (по возможности прикладывать «красивые» и «правильные» подтверждения об оплате – в идеале чек или платежка, в крайнем случае – БСО).
  • Копия договора турагента с туроператором, включая все приложения и дополнения к нему (с предъявлением оригиналов);
  • Платежные документы, подтверждающие движение денег от турагента к туроператору по конкретной заявке – подтверждение и счет на оплату с указанием фамилий туристов, платежка.
  • Копия письма туроператора об отказе туроператора исполнить свои обязательства или осуществить возврат денежных средств по заявке, при этом в письме должно быть зафиксировано: поступление конкретной суммы денег по конкретной заявке с указанием номера заявки, фамилии туристов иных существенных данных (это письмо нужно получить у оператора в максимально сжатые сроки, пока он окончательно "не растворился"). При отсутствии писем – распечатка с сайта оператора о прекращении деятельности.

Формально турагент не вправе обращаться в страховую от своего имени.

Таким правом наделен только заказчик туристского продукта (сторона в договоре с агентом) или его представитель по доверенности – например директор или юрист турагента.

Вполне возможно, что у клиента турагенства недостаточно познаний для составления требований в страховую. Клиенту нужно понимать огромное количество нюансов: как происходила оплата оператору, какой было соглашение между агентом и оператором (забегая вперёд – этот договор, скорее всего, запросят в страховой)  - одним словом, при самостоятельном обращении в страховую шансы на успех и на выплату могут быть ниже.

В то же время, турагент заинтересован в мирном разрешении ситуации – если страховая заплатит, то сохранится лояльность клиента, не будет судов, жалоб, скандалов. 

Помните - несмотря на то, что новый закон в значительной части снимает с агентов ответственность за закрытие операторов, риск «шального» решения суда всегда есть. С учетом того факта, что у значительного количества турфирм соглашения «не идеальны» в плане прописывания ответственности сторон – риск судебного взыскания становится еще выше. 

В этой связи следует содействовать туристам при их обращении в страховую компанию.

6. При наличии письменных претензий от туристов - направлять ответ в установленные сроки.

При наличии претензий от туристов, необходимо направлять им ответы со ссылкой на ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", указывая на отсутствие ответственности турагента, а также на координаты страховщика и туроператора для обращений.

Срок ответа на претензию - 10 календарных дней с момента получения претензии.

Юристы нашей компании составляют профессиональные ответы на претензии туристов. 

Прочитать вопросы по ответам на претензии и заказать услугу можно по этой ссылке.

Снимок экрана 2016-04-05 в 9.56.49

7. Взвешенно подходить к вопросу аннуляции заявок. 

Взвешено подходите к аннуляции заявок. При аннуляции заявки в выплате страхового возмещения может быть отказано. Аннулируйте заявку только в случае если есть 100% уверенность в получении денег по заявке у оператора «сегодня». Агент вправе направить туроператору запрос с требованием подтвердить намерение оказать услуги по заявке или прислать письменный отказ от исполнения обязательств. 

8. Помнить, что повторная оплата проживания турагентом за свой счет НЕ подлежит взысканию со страховщика.

У туристов находящихся за границей при банкротстве туроператора могут возникнуть сложности, требующие срочного решения, например, в виде необходимости повторной оплаты отеля и/или обратных билетов.

Если произойдет чрезвычайное происшествие в виде выселения из отеля или отсутствия билетов на обратный вылет, туристы могут на месте повторно приобрести услуги за свой счет и потом потребовать у страховщика возмещения в рамках фингарантий. Необходимо сохранять все документы для обращения к страховщику.

При этом расходы АГЕНТА (а не туриста) страховщиком возмещены вероятнее всего НЕ БУДУТ! 

ВАЖНО!

Обязанности по вывозу пострадавших туристов из страны временного пребывания, а также по оплате проживания до вылета возложены на Ассоциацию Турпомощь.

9. Прочие рекомендации.

По заявкам о банкротстве туроператора, дата вылета которых еще не наступила, документы можно собирать уже сейчас, туроператору следует направить запрос о состоянии дел по конкретной заявке, а в идеале - добиться получения от туроператора письменного отказа от исполнения обязательств.

При наличии письменного отказа туроператора от исполнения обязательств существуют прецеденты выплат от страховщиков до наступления страхового случая (хотя есть и обратная практика, когда страховщики не производят выплат до наступления дат начала поездки).

Поэтому следует обратиться в страховую, даже если до поездки еще далеко. 

С особым вниманием следует отнестись к подаче документов о банкротстве туроператора по частично оплаченным заявкам. По данному вопросу судебная практика неоднородна. В случае значительной стоимости заявки рекомендуем представить документы специалистам на экспертизу.

В случае если сумма заявки для Вас значительна - перед подачей документов в страховую, рекомендуется направить документы на проверку экспертам.

 

Снимок экрана 2016-04-05 в 9.56.49

 

Ошибка всего в одном документе может обойтись в огромные суммы денег и месяцы хождений по судам. Поверьте – рисковать не стоит. 

Банкротство туроператора – Юридическая Компания Александра Байбородина оказывает следующие услуги турагентам и физическим лицам. 

  • Устная консультация - от 1 000р.
  • Письменная консультация – от 3 000р. 
  • Проверка документов для подачи страховщику (проверка на соответствие требованиям законодательства, рекомендации, консультация) – от 5 000р. 
  • Содействие в подготовке документов для подачи страховщику при банкротстве туроператора – от 5 000р.

                                              Снимок экрана 2016-04-05 в 9.56.49

Абонентам Юридической компании Александра Байбородина услуга "банкротство туроператора" представляются бесплатно или со значительной скидкой.